Явления происходящие в живой природе осенью зимой. Осенние изменения в природе

Классный час для 2 класса на тему «Природа осенью».

Черных Елена Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Описание: Классный час «Природа осенью» будет интересен воспитателям старшего дошкольного возраста, учителям начальных классов. В занимательной форме учащиеся повторяют признаки осени в живой и неживой природе, отгадывают загадки. У младших школьников происходит развитие познавательных интересов, творческих способностей, развитие коммуникативных, речевых качеств.
Цели: углубить и обобщить знания детей об основных приметах и признаках осени.
Задачи: обобщить, систематизировать знания детей об осенних изменениях в живой и неживой природе; формировать чувство прекрасного; умения наблюдать за природой; способствовать развитию у учащихся речи, эстетических чувств; бережно относиться к природе.
Учитель: Закончилось лето, наступил новый учебный год. Отгадайте, о каком замечательном времени года мы сегодня поговорим:
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят...
И летят, летят, летят...
Дети хором: Осень.

Учитель: Сколько осенних месяцев вы знаете? (3 месяца).
Учитель: Отгадайте названия этих осенних месяцев:
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
Дети хором: Сентябрь.
Все мрачней лицо природы -
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
Дети хором: Октябрь.
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да!
Дети хором: Ноябрь.
Учитель: Работа в группах. Первая группа готовит рассказ о сезонных изменениях осенью в неживой природе, а вторая группа-о сезонных изменениях в живой природе. Для своего рассказа выберите картинки, которые вам понадобятся. (Дети выбирают картинки и готовят рассказ в течении 10 минут).
Ответы учеников 1 группы: небо чаще всего затянуто серыми облаками; солнышко появляется уже не так часто, поднимается невысоко и почти не греет; день становится короче, температура воздуха понизилась, появились первые заморозки, ясных дней почти нет, погода чаще облачная, пасмурная. Осенние дожди мелкие, холодные, моросящие, затяжные. Над озёрами и реками нависают густые туманы. Из-за понижения температуры и первых заморозков на земле, крышах домов, траве появился иней. Поздней осенью идёт мокрый снег. Он быстро тает, но мы чувствуем приближение зимы. А ещё в конце осени на реках и озерах происходит ледостав – водоёмы покрываются льдом.





Учитель: Молодцы! Какой основной признак осени в неживой природе? (Похолодание.)
Учитель: Какие сезонные изменения происходят в живой природе осенью?
Ответы учеников: с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, начался процесс увядания. Листья опадают-листопад. Но оказывается, не все деревья осенью сбрасывают листву, некоторые остаются зелёными круглый год. Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей, они меньше требуют влаги и испаряют её меньше, чем лиственные. Исчезли насекомые, улетают птицы в теплые края, белки запасают корм, животные готовятся к спячке, заяц меняет окраску в белый цвет.







Учитель: Становится холоднее. Между веткой и черешком листа образуется лубяной слой, который не пропускает воду и питательные вещества к листу, он меняет свою окраску, постепенно засыхает и с помощью ветра опадает. Так дерево готовится к зиме. Осенью наступает золотая пора. На одном дереве можно найти желтые, оранжевые, красные, лиловые листья. Давайте послушаем стихотворения, которые подготовили ваши одноклассники.
Ученик 1:
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца,
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
Ученик 2:
Осень на опушке
Краски разводила,
По листве тихонько
Кистью проводила,
Пожелтел орешник,
Заалели клены
В пурпуре осеннем
Только дуб зеленый.
Улетают птицы -
Не жалейте лета!
Посмотрите - роща
Золотого цвета.
Учитель: Молодцы!
Физминутка:
Лист на веточке сидел.
Во все стороны глядел:
Так глядел и так глядел.
Потом взял и полетел.
Вправо, влево,
Вверх и вниз,
И на кустике повис.
Учитель: Осень - пора сбора урожая. Давайте соберем свой урожай! Отгадайте, о каком овоще идет речь:
Как подружки, по порядку,
Все сидят они на грядке,
Ярким солнышком прогреты,
Все оранжевого цвета,
Будто сестры – близнецы!
Кто? Конечно…Морковки.



Вся зеленая такая,
Круто в кочаны свитая,
Сто одежек – все на ней –
Витамины для людей.
И сидит на грядке ловко,
Называется….Капуста.


Любит он тепло и воду,
Он же гордость огорода!
Весь в пупырышках, зеленый,
Всем известный с давних пор,
Очень вкусен он соленый!
Это точно ….Огурец.



Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…баклажан .



Без нее борща не сваришь
И заправку не поджаришь.
Вся малинового цвета,
А вкусна зимой и летом!
Без нее в салате пусто,
Называется….Свекла.



Куст большой, и лист красивый,
А под ним такое диво!
Этот овощ знает каждый,
Длинный он и очень важный,
Полосатый, словно киска,
Называется ….Кабачок.



Этот овощ всем знаком,
В огороде его дом.
Круглый красный, быстро спеет,
И в салате – молодец!
В маринаде нет вкуснее!
Это точно….Помидор .



Посадил тот овощ дед,
Урожая ждал сто лет!
Ну и выросла какая!
Золотая да большая,
Как царица среди слуг!
Все узнали? Это….Репка.


Из нее, сомнений нету,
Золушке была карета,
Часто ели предки наши,
Из нее варили кашу,
Добавляя только соль!
Ну конечно….Тыква.



Овощ наш имеет стрелы,
Он зеленый или белый,
Коль его ты раздеваешь,
Часто слезы проливаешь!
Но зато волнует кровь!
Всем известно, то…Лук .



Он растет на огороде
И на лук похож он вроде,
Только делится на дольки,
Вкус имеет горький!
Знает каждый удалец
Это овощ….Чеснок.

Листопад – замечательное явление природы, оправданное с биологической точки зрения. Опавшая листва дает деревьям возможность отдохнуть и подготовиться к длинной зимней спячке. Без листьев деревья потребляют меньше воды, меньше скапливают снега на своих голых ветках, а, значит, риск механических повреждений снижается. С листьями деревья сбрасывают всех вредных насекомых, которые погибнут в зимнее время года.

Именно во время листопада наступает период бабьего лета. Последние максимально теплые температуры радуют умеренным солнцем. Поспевают поздние фрукты, которые наполняются сладостью и особым ароматом. Ночью уже чувствуется дыхание близких холодов, но днем очень красиво и умиротворенно.
Бабье лето длится недолго, начинаясь в 20-е числа сентября, оно заканчивается с наступлением следующего месяца, его сменяют первые серьезные признаки осенних ненастий. На землю опускается густой туман, липкий и молочный, наполняющий воздух прелой сыростью.

Для чего нужен деревьям листопад

Листья - это легкие дерева. Без них невозможен фотосинтез - процесс, который является для растения и дыханием, и питанием одновременно. Лучше всего фотосинтез протекает, когда дереву достаточно света и тепла. Поэтому с первыми лучами весеннего солнца они начинает распускать юные клейкие листочки.
Но в зимние холода листья становятся обузой. И первая причина, побуждающая дерево избавиться от пышной кроны - это недостаток влаги и холод. Зимой верхний слой почвы промерзает, и добывать из него воду становится невозможно. Листья испаряют очень большое количество влаги. Если бы растение не сбросило их в зимние холода, оно погибло бы от жажды.

Еще один веский повод избавиться от листвы - зимние осадки. Бывает, даже без листьев снег и наледь, налипая на ветки, своей массой ломают дерево. А представьте, сколько такого груза скапливалось бы на листьях! Немногие деревья дожили бы до весны в целости и сохранности.

Подготовку к осеннему листопаду растение начинает загодя. В августе-сентябре на основании листа вырастает гладкая перегородка - так называемый пробковый слой. Увеличиваясь в объеме, он постепенно отделяет черешок от ветки. Какое-то время лист еще держится за счет "водоносных" сосудов, однако стоит налететь легкому ветру, и он опадает.

Верным признаком того, что листопад скоро начнется, является пожелтение или покраснение листвы. Это происходит оттого, что от недостатка дневного света не успевает восстанавливаться хлорофилл - вещество, участвующее в процессе фотосинтеза и окрашивающее лист в зеленый цвет. Его постепенно замещают другие вещества, отчего лист и меняет окраску.

По своей сути, туман – это густое облако, которое образовалось у самой поверхности земли. Резкий перепад температур в ранние утренние часы поднимает влагу в воздух, концентрируя ее в нем. Как только температура поднимется, туман рассеется, а влага снова выпадет на землю, покрывая пожухлую траву слоем инея, если земля достаточно остыла.

Иней – это частички застывшей росы. Они похожи на колючие снежинки, покрывающие все поверхности неровным колким слоем. Как правило, появление легкого ледяного покрова говорит о том, что появились отрицательные температуры и первые заморозки.
С понижением температур приходит холодный фронт, который приносит холодную воздушную массу. Ветра меняют свои направления и усиливаются, принося с собой осадки и непогоду. Если это происходит постепенно, то осень получается слякотная, затяжная.
Кучево-дождевые облака несут с собой большое количество осадков. Если смена климатов происходит резко, то нередко можно увидеть еще в начале осени дожди со снегом, сильные ветра, появление различных холодных циклонов.

Ближе к декабрю температура воздуха падает до низких отрицательных отметок, которые уже сковывают водную поверхность первой коркой льда. Лед еще не совсем крепкий, поэтому вода несет его вниз по течению, образуя осенний ледоход.

В середине осени землю покрывает гололед, он образуется только при условии легкого мороза, который не дает дождю превращаться в снег. Воздух уже холодный, но земля еще не настолько остыла, чтобы все вокруг покрылось белым покрывалом снега – первого предвестника сильного мороза.
Так природа подготавливает переход к зиме, долгой и затяжной, снежной и холодной. Морозное дыхание уже чувствуется в холодных ночах, а ненастье и слякоть перестраивают вокруг все живое, вводят его в спячку, помогающую справиться с приближающимися холодами.

Туман – это скопление продуктов конденсата. Огромное количество капелек воды или кристалликов льда собираются вместе и образуют облако у поверхности земли. Иногда оно такое плотное, что не видно ничего на расстоянии вытянутой руки.

Физические принципы образования тумана

Туман образуется вследствие соприкосновения холодного воздуха с теплым при относительной влажности воздуха – более 85%. Но в населенных пунктах нередко туман возникает и при небольшой влажности. Это происходит в результате конденсации водяного пара, который появляется при сгорании топлива (в печах, двигателях машин и пр.).

Сезонность в туманообразовании

Туман может быть в любое время года. Это нередкое явление в низинах, над водоемами, в горах. В осенне-зимний период туман возникает наиболее часто. В эти месяцы преобладает повышенная влажность. Температуре воздуха свойственно меняться скачкообразно. Поэтому потоки теплого и холодного воздуха активно перемещаются над землей. Длительность туманов во временном промежутке может варьироваться от нескольких десятков минут до суток и даже более.
Иней – вид атмосферных осадков, представляющих собой кристаллы льда, образуется в процессе сублимации атмосферной влаги на горизонтальных и субгоризонтальных поверхностях.

Как образовывается иней

Механизм образования инея представляет собой комбинацию процессов конденсации и кристаллизации. Атмосферные водяные пары конденсируются на поверхностях, охлажденных до отрицательных температур, более низких, чем температура воздуха, с последующим замерзанием.

Как правило, это явление встречается в холодное время года, чаще осенью и весной, в ночное или предутреннее время в результате заморозков. Обычно, появлению инея предшествует потепление способствующее повышению влажности, с последующим резким похолоданием. Охотнее всего иней образуется на поверхностях с низкой теплопроводностью – земляном покрове, древесине, траве и прочих подобных. Безветренная погода и слабый ветер – представляют собой благоприятствующие условия, для образования кристаллов инея. Сильный ветер – наоборот, препятствует процессу.

Одна из интересных форм инея – инеевые цветы, представляют собой образования из кристаллов льда, расположенных отдельными группами, в виде, напоминающем цветы, листья, деревья и прочие необычные формы.



Осень – одно из самых красочных времён года. Осень, как и весна, поражает и привлекает нас своим непрерывным изменением – ни один день осени не похож на остальные. Переход от тёплых дней конца лета к первому снегу зимы совершается постепенно в течение осени. В кажущемся «умирании» осенней природы таятся ростки будущей весны. Осенний период имеет огромное значение для жизни растений и животных. Осень является переходным периодом от лета к зиме.

Листопад

Начало осенней раскраски деревьев можно считать первой приметой осени. Это величественное и красочное явление природы связано с биологическими изменениями, происходящими почти у всех дикорастущих деревьев в холодные периоды года. Листва опадает и дает возможность таким образом растениям отдохнуть, подготовиться к долгой зимней спячке, когда все жизненные процессы внутри дерева приостанавливаются, а соки перестают циркулировать. Без листьев деревья расходуют намного меньше воды, не скапливают на ветках много снега в период снегопадов. А значит, и риски механических повреждений снижаются. К тому же, вместе с листьями растения сбрасывают и всевозможных вредителей, которые затем погибают в период, когда настают холода. Можно сказать, что осенние изменения в природе начинаются с листопада. Но это – в живой природе (ведь деревья тоже живые существа, обладающие способностью дышать и расти). А как проходят осенние изменения в неживой природе, связанные с близким наступление холодов?

Туманы

Бабье лето – период недолгий, обычно заканчивающийся с наступлением октября. Появляются уже первые признаки ненастной погоды. Туманы, густые, липкие, напоминающие по своему виду молоко, наполняют осеннюю природу сыростью и прелым запахом. По своей сущности туман – густое облако, которое в результате перепада температуры образуется у самой поверхности почвы. Как только потеплеет – туман рассеется. Влага выпадет на пожухлую траву и листву в виде инея.

Иней

К теме осенние изменения в неживой природе относится и такое явление, как иней. По сути своей – это мелкие частички росы, застывшие в виде снежинок. Они покрывают все поверхности тонким неровным колючим слоем. Это говорит о том, что в атмосфере появились первые заморозки и отрицательная температура.

Ветры и облака

Осенью холодный фронт атмосферы приносит с собой более холодные воздушные массы. Ветры реагируют на это и меняют свое направление, усиливаются, принося непогоду и осадки. Это время года иногда становится слякотным и протяженным, вызывая осенние изменения в природе.

Ледоход и гололед

В конце ноября, бывает, температура воздуха падает до отрицательных значений. Водная поверхность различных водоемов сковывается первыми корочками льда. Это чаще всего происходит в прудах и озерах, где почти отсутствует течение. Лед не совсем еще окрепший, поэтому ветер и течения относят его, образуя так называемый осенний ледоход. Гололед, покрывающий почву в середине и в конце осени, образуется при легком морозе, который не дает дождю превратиться в снег. Земля еще не достаточно остыла, чтобы укрыться снежным покрывалом, предвестником сильных морозов.

Осенние изменения в живой природе

У растений осень – тщательная подготовка к зимнему периоду, когда все они (живущие в естественных условиях) впадают в зимнюю спячку: жизнедеятельность и обмен соками уменьшается многократно.

Насекомые с наступлением холодов прячутся и впадают в спячку. Это защитная реакция на понижения температурных показателей. Множество насекомых (например, мухи или жуки) заползают в уютные щели и на первый взгляд кажутся мертвыми. Но это не так. С наступлением весны они оживут и снова будут летать.

Холоднокровные животные «засыпают» в результате того, что не могут поддерживать температуру, необходимую для существования. Змеи, лягушки, рептилии и амфибии – все впадают поздней осенью в спячку.

В самом начале осени птицы готовятся к перелетам в теплые края. Затем начинается их отлет. Зимующие пернатые никуда не улетают и усиленно кормятся в осенних лесах.

Некоторые млекопитающие также впадают в спячку в конце осени-начале зимнего периода. Но связано это скорее не с наступлением холодов, а с отсутствием кормовой базы для них зимой. К таким животным относятся: медведь, барсук, сурок, еж, некоторые грызуны (суслик, хомяк, соня).

Зимующие млекопитающие усиленно накапливают вес, чтобы в зимние холода расходовать собственный жир для обогрева и питания.

Таким образом, животный мир готовится к приближению зимнего холодного периода, по разному реагируя на осенние изменения в природе.

Прекрасно сказал об осени К. Паустовский:

«Больше всех времен года я люблю и жалею осень, может быть, за то, что ей очень мало отпущено времени для ее шелестящей и облетающей жизни».

ОСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ

В ПРИРОДЕ

Подготовил:

Минькин Егор

Ученик 2 «А» класса

Цели:

1. Провести наблюдения за изменениями в неживой природе.
2. Учить нахождению признаков отличия растений осенью в сравнении с летом.
3. Продолжить формирование понятий “неживая природа”, “живая природа”, актуализировать представления о жизненных формах растений.
4. Учить наблюдению за поведением животных.
5. Продолжить формирование умения эстетически воспринимать природу вокруг себя.
6. Формировать представления об экологических связях и зависимостях явлений и объектов живой природы.

Оборудование: папка для сбора листьев, лупа, коробка или корзинка для сбора плодов.

(Для учителя. Первую экскурсию в природу необходимо провести в сентябре, выбрав солнечный день. Учащиеся еще живут воспоминаниями о прекрасной летней поре и помогут проведению беседы на высоком эмоциональном уровне. В зависимости от того, где планирует провести экскурсию учитель: степной участок, сквер, водоем, пойменный или барачный лес, в ответах учащихся будут называться различные природные объекты. В данном случае - конспект экскурсии, проведенной на небольшом пришкольном участке.)

ХОД ЭКСКУРСИИ

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Да, да именно урок, хотя и на природе. Посмотрите вокруг, какое великолепие красок нас окружает, и мне хочется сказать словами великого русского поэта А. С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...

О какой поре пишет поэт?

Дети: Об осени.

Учитель: Назовите слова, которые подтверждают ваше предположение.

Учащиеся: Золотая одежда леса, природы увяданье.

Учитель: Перечислите все то, что относится к природе.

Дети: Дерево, куст, трава, ворона, собака, камень, небо, солнце и т. д.

(Для учителя. Дети могут называть объекты, сделанные руками человека: дом, машина, водопровод или называть растения: береза, сирень, горец, одуванчик и т. д. Дайте всем высказаться, а затем подведите итог.)

Учитель: Как много вы назвали предметов, но вот беда - вы забыли, что природа не сделана руками человека. Давайте исправим наши ошибки и четко назовем объекты природы.

Дети: облака, небо, солнце, растения, животные.

Учитель: Все то, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Назовите их.

Дети: Неживая и живая природа.

Учитель: Я загадаю загадки, а вы, не называя отгадок, скажите о какой природе идет в них речь.

Не зверь, а воет. (Ветер)

Шел долговяз, да в землю увяз. (Дождь)

Без огня горит. (Солнце)

(Для учителя. Возможно, загадки покажутся простыми, но детям нужно не только найти ответ на них по определенным признакам, но и определить, что это - живое или неживое, а учитель логично перейдет к беседе о признаках осени в неживой природе.

Дети: В этих загадках упоминается неживая природа - ветер, дождь, солнце.

Учитель: Подставьте свои щечки к солнышку. Что вы чувствуете?

Ученики: Немного тепла.

Учитель: Вспомните, как чувствовали солнышко летом?

Дети: Солнце светило очень ярко, поэтому было жарко.

Учитель: Какое положение занимало солнце на небе летом?

Ученики: Оно было высоко.

Учитель: Как расположено сегодня?

Дети: Ниже, поэтому и греет слабо.

Учитель:

Крупно, дробно, зачастил
И всю землю напоил.

Что это?

Учащиеся: Эго дождь.

Учитель: Два дня назад “небо прохудилось” и прошел первый осенний дождь. Сравните по продолжительности и температуре летний и осенний дождь.

Дети: Осенью он долгий и не такой теплый. А летом можно под дождем купаться, радоваться прохладе, которую он дает в жару.

Учитель: Посмотрите на небо. Почему не видно солнца?

Летят орлицы по синему небу,
Крылья распластали,
Солнышко застлали.

Что это?

Дети: Мы видим облака.

Учитель: Часто ли плыли облака по летнему небу?

Дети: Нет, редко.

Учитель: Кого они вам напоминают?

(Для учителя. Поставленный вопрос требует ответа об объектах живой природы, которые отвечают на вопрос кто? Однако дети обычно перечисляют предметы, которые они видят в данный момент. Выслушайте, а затем уточните признаки живого и отберите объекты живой природы.)

Учитель: О каком объекте неживой природы мы еще не беседовали? Послушайте подсказку.

Неизвестно, где живет,
Налетит - деревья гнет.
Засвистит - по речке дрожь,
Озорник, а не уймешь.

Дети: Это ветер, если он дует сильно, то деревья сгибаются и даже могут сломаться. А когда дует на воду в речке, то она рябит. Поэтому его называют озорником.

(Для учителя. При отгадывании загадок необходимо требовать от детей приводить признаки, по которым они находят ответ.)

Учитель: Сделаем вывод. Какие изменения происходят в неживой природе осенью?

Дети: Солнце светит и греет слабее, по небу часто плывут облака, усиливается ветер, часто идет дождь, становится прохладнее.

Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки.

Ребенок бежит к березе и называет признаки, по которым отгадал. (Белый ствол, ветки свешиваются, сережки).

(Д ля учителя. У березы на одном дереве образуются мужские и женские соцветия - сережки, то есть это растение называется однодомным. Мужские сережки формируются на побегах в год, предшествующий цветению, они перезимовывают, и весной цветки раскрываются. Женские сережки можно обнаружить только весной при развертывании побегов. Поэтому на экскурсии дети могут увидеть мужские сережки.)

Учитель:

В красном платьице девица
Вышла с осенью проститься,
Осень проводила
Платье снять забыла.

Дети: Это рябина. Признак - красные плоды. Они украшают дерево, поэтому люди сравнивают с девицей.

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.

Ученики: Это ель. Признак - иголки, которые являются листьями. Они опадают не сразу, а постепенно, поэтому дерево всегда зеленое.

(Для учителя. Часто дети используют названия растений, принятые в разговорной речи. Они полагают, что елка и ель - два разных растения. Поэтому учитель должен приводить названия природных объектов по научному. При рассматривании деревьев необходимо обращать внимание детей на красоту внешнего облика растения, окраску ствола и листьев, форму листовых пластинок, доступную для понимания этого возраста детей (пальчатая, линейная, треугольная, ромбическая), то есть стремиться к эстетическому восприятию природных объектов.)

Учитель: Молодцы, отгадали все загадки правильно, да и бегаете очень хорошо. Итак, вы назвали: береза, рябина, ель. Каким общим словом можно их определить?

Ученики: Это деревья.

Учитель: Какой одинаковый признак вы увидели?

Дети: Один главный ствол.

Учитель: Послушайте внимательно следующую загадку.

Как была молода - была бела,
А как постарела - то покраснела.

Дети: Калина. Весной цвела белым цветом, а сейчас на ней плоды висят красные.

Учитель: Стоит зеленый кустик

В красный горошек,
А тронешь - укусит.

(Для учителя. Глагол “укусит” подразумевает какой-либо инструмент (кусачки, зубы и т. д.), поэтому нужно подчеркнуть, что в данном случае слово используется в переносном смысле.)

Учащиеся: Это шиповник, у него сейчас красные плоды, а на стебельках острые шипы.

(Для учителя. На стеблях выросты покровной ткани, которые называются шипами. Отсюда название растения - шиповник. Колючки - это видоизменения листьев или побега, которых у шиповника нет.)

Учитель: Каким общим словом назовем калину, шиповник?

Дети: Кустарник, потому что у них несколько стеблей растут из земли.

Учитель: Сейчас будем собирать упавшие с растений листочки. Посмотрите на их окраску, форму, на выемки по краям пластинки. Постарайтесь выбрать, на ваш взгляд, самые красивые из них. Мы листья положим в газеты, а затем в гербарную папку и засушим. На следующих уроках поиграем в игру: “С какого растения эти листочки”, согласны? Тогда за работу.

(Для уч ителя. Важно заложить хорошо расправленные листья, чтобы потом сделать красочное панно или гербарные образцы. Папку для гербаризации можно сделать из плотного картона или фанеры. Эту работу можно выполнить в классе, собрав листья в букеты, а затем отобрать наилучшие. В таком случае, сбор нужно перенести на конец экскурсии, так как листья будут мешать дальнейшей работе)

Учитель: Сейчас проверим, кто из вас самый наблюдательный. С какого дерева больше всего упало листочков?

Учащиеся: Я не знаю, как называется дерево, но на нем висят “парашютики”.

Учитель: Это плоды интересной формы, мы их тоже соберем в гербарий. А растение называется - клен американский. Вы знаете клен с пальчатыми листочками, найдите их. Посмотрите на них внимательно и вы увидите признаки различия.

(Для учителя. Клен американский, или ясенелистный - двудомное растение, mо есть отдельно произрастают женское и мужское растения. Поэтому плоды можно увидеть только “а женском экземпляре, и, если на участке высажены только мужские растения, то дети не смогут найти данный признак. Обратите внимание на то, что у клена ясенелистного сложные листья, то есть на главном черешке сидят несколько листочков, которые могут опадать отдельно друг от друга. И дети часто принимают один опавший листочек за целый лист.)

Учитель: В последующих наших наблюдениях мы выясним: какое растение последним сбросит листья. Как называется это явление природы?

Дети: Листопад.

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
“Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!”

Учитель: Так написал о листопаде русский поэт А. Майков. Какой признак подчеркивает поэт?

Учащиеся: Листья по ветру кружат - это потому, что они слетели с деревьев.

Учитель: Давайте подойдем тихонько к кустику сирени. Я вижу на ней живые существа. Кто притаился среди листочков?

Ученица: Я вижу бабочку и кого-то, похожего на осу.

Учитель: Эго цветочная муха. В отличие от бабочки у нее два крылышка. Что видно еще на их теле?

Дети: Усики, ножки, красивая окраска.

Учитель: Каким общим словом назовем этих животных?

Дети: Это насекомые.

Учитель: А теперь понаблюдаем за удивительным животным. Что оно делает? Посмотрите внимательно в лупу.

Учащиеся: Паучок плетет свою паутинку.

Учитель: Зачем он это делает?

Дети: В нее ловит мух, маленьких жучков, бабочек, а потом их кушает.

Учитель: К какой природе относятся увиденные нами животные?

Ученики: Это живая природа, они двигаются, кушают, плетут паутину или строят домики.

Учитель: Присмотритесь к зеленой травке. Кто там прыгает?

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает.

Дети: Воробей. Он покрыт серыми перьями, живет во дворе рядом с человеком.

Учитель: Перечислите признаки, которые хорошо заметны у воробья.

Учащиеся: Два крыла, две конечности с пальцами, маленькая головка с клювом и двумя глазами, на конце тела - хвост.

Учитель: Что он делает?

Дети: Клюет семена травы.

Учитель: Растение называют горец птичий, или птичья гречишка потому, что многие птицы любят полакомиться его семенами.

Вот и подходит к концу наше путешествие в осеннюю природу. Сколько разных признаков вы увидели в неживой и живой природе. Когда будете возвращаться из школы домой или гулять с друзьями, постарайтесь понаблюдать за проплывающими облаками, падающими листьями, отлетающими в теплые края птицами, последними насекомыми, послушайте звуки капель дождя и шелест листвы и многое другое, чем богата родная природа. На последующих уроках вы расскажите обо всем; что увидите и услышите в природном окружении. А в завершение послушайте стихотворение В. Малкова и Л. Некрасова

Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам,
За горами бродит где-то
И без нас скучает там.
В двери к нам стучится осень,
А за осенью - зима
Мы ее не ждем, не просим,
А она идет сама.

Учитель: Грустим ли мы с вами о лете?

Дети: Конечно, но его уже не вернешь. Пришла осень.

Учитель: Итак, мы завершили небольшую экскурсию в наш осенний дивный уголок природы. Что вы узнали, что вас поразило, что вы увидели и услышали в природе? Пожалуйста, попробуйте дома об этом нарисовать. Возможно, кто-то придумает небольшой рассказ или сказку, а на следующем уроке мы их послушаем.

(Для учителя. Данный конспект может быть разделен на две экскурсии, или сокращено содержание. Это зависит от подготовленности детей к восприятию длительного объяснения учителя, умения держать дисциплину и рассуждать.)

Тема: Изменения в природе осенью.

Цель: Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе, расширить знания об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц показать их связь с неживой природой. Формировать умение наблюдать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи в природе. Учить детей видеть природу, чувствовать её красоту, активировать словарный запас детей.

Форма проведения: Экскурсия.

Оборудование: осенние ветки лиственных и хвойных растений, плоды, семена, осенние листья различных растений, рисунки с изображением птиц.

Ход урока.

    Организационный момент.

Когда ты идешь по тропинке лесной

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему?» меж деревьями мчится

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое - пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкой скок в ручеёк.

«Что?» мышкой шныряет под листьями в норах.

«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох.

Сидит «отчего?» на зелёном листке.

«Куда?» полетело верхом на жуке.

«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так – целый день.

Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём

Ответы искать под зелёным шатром.

    Повторение изученного.

Ребята, какое сейчас время года?

Обратите внимание на небо. Какое оно?

Как греет солнце?

Расскажите о погоде сегодня (облачность, осадки, ветер, температура).

Когда вы выходили сегодня из дома, смотрели ли вы на градусник? Какую температуру показывал ваш термометр?

А теперь подумайте и ответьте на такой вопрос: в программе «Новости» сообщили, что в городе Петропавловске -1, а в городе Астане +2. Где теплее?

3. Работа по теме урока.

а) Осенние изменения в неживой природе.

Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. Как они выглядели летом? Какой была погода летом? А когда наступает осень? Какой вывод можно сделать?

Вывод детей: Летом небо голубое лишь кое – где небольшие облака, осенью небо затянуто облаками и кажется ниже. Летом дожди кратковременные, теплые, с грозами, а осенью дожди затяжные, холодные. Летом погода тёплая, много солнечных дней; осенью температура воздуха понижается, ясных дней меньше (или почти нет), постоянно хмуро и пасмурно.

Вывод учителя: Похолодание, первые заморозки, появление инея, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – всё это осенние явления в неживой природе.

б) Как меняется осенью жизнь растений.

А теперь посмотрим, какие изменения происходят осенью в жизни растений. Какие деревья были летом? Некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад- с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать. Прислушайтесь к звукам. Что слышите? (шорох). Это осенние листья срываются с веток и кружась опадают на землю. Опишите свои чувства и ощущения.

Многие поэты воспевали в своих произведениях осень. Обратите внимание, какие краски увидел в лесу И. Бунин в своем стихотворении:

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный.

Стоит над солнечной поляной

Завороженный тишиной.

С чем сравнивал лес И.Бунин? Почему?

А теперь посмотрите, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается? Какие деревья раньше облетают, какие самые последние, какие деревья не сбрасывают листья? Обратите внимание, чем ниже становится температура воздуха, тем изменение окраски листьев становится интенсивнее. Быстрее идет листопад. Особенно сильно падают листья после заморозков. Как вы думаете, почему в природе происходит листопад? Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, так как листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствий. Ветви сломались бы от снега.

Кто догадался, почему хвойные деревья не сбрасывают свою листву, а остаются зелеными круглый год?

Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять мало воды из охлажденной почвы. Кроме того, на узкой игольчатой хвое снег не сможет удержаться так, как на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не сможет скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль так же и расположение хвоинок. Они очень гладкие и, располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользящую поверхность. Сами ветки расположены к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.

Игра « Отгадай растение».

Оборудование: шишки сосны, ели, хвоинки сосновые и еловые, плоды и листья рябины, листья и семена клена и сирени, листья березы, яблони, плоды яблони.

Детям показывают листья, плоды или семена – они должны назвать растение и подбежать к этому растению.

в) осенние изменения в жизни животных.

Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом? А сейчас, посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся? (Предложить всмотреться в кору деревьев) У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии и изменении температуры окружающей среды. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки. С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.

Чем чаще питаются птицы? Какой вывод можно сделать?

Вывод: Птицы питаются разнообразным кормом. Для них основным кормом являются насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях меньше семян и плодов. Поэтому птицы улетают в теплые края – туда, где есть корм.

Каких перелетных птиц вы знаете?

Загадки о перелетных птицах

Что за весенняя птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя черная птица

Прямо на трактор чуть не садится?

Угадайте, что за птичка –

Темненькая невеличка.

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два конца.

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Кто же это?..

Встали братья на ходули,

Ищут корма на пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти.

Все ли птицы улетают в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут? Кроме воробьев к нам прилетают снегири, дятлы. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами, отыскивают спрятавшихся насекомых.

Загадки о зимующих птицах (после отгадки показывается рисунок с изображением птицы).

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю паучков.

В теплый край не улетаю

Чик – чирик! Не робей!

Я бывалый …

Трещала с самого утра:

Поррра, поррра! А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит …

В лесу под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд – приятель!»

и ставит подпись …

Перелётные птицы преодолевают огромные расстояния, летят без отдыха целый день, ночь, очень устают. Много птиц гибнет во время перелёта, попадают в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях. Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.

Игра «Отгадай животное» (после отгадки показывается рисунок с изображением животного).

Нам в класс принесли письма от животных. Но дождик размыл от имена тех, кто их прислал. Попробуем их угадать.

«Осенью у нас забот немало. Во – первых, мы линяем. Во- вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спать до весны. Но чтобы спокойно спать, надо накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос – сладок мед! Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу».

«А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутьё, то никакая хитрость, не спасёт нас от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей- полёвок – находим без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набредем на зайчонка».

« Я очень интересный зверь. Только я умею строить на ручьях и речках плотины, как заправский лесоруб, валить толстые деревья и сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом всё переплавляю по воде к хатке и складываю большие кучи. Так я себе запасаю на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев».

«Врагов у меня полным – полно. И все - таки я живу – не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги, неприметная шубка. Глаза у меня «косые»- вижу ими не только вперед и по сторонам, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой шубки вырастает снежно – белая. Кормимся по ночам – так безопасней - веточками деревьев, корой их стеблей».

4. Итог урока.

О каких осенних изменениях в неживой природе мы говорили?

Какие изменения происходят в живой природе с приходом осени?

Похожие статьи