Что такое арманьяк и чем отличается. Алкогольные напитки арманьяк и коньяк, разница между ними

На первый взгляд, этот вопрос покажется несущественным. Ну, чем, скажите на милость, могут отличаться коньяк от арманьяка, если оба имеют внешнее подобие и французское происхождение, оба изготавливаются из виноградного спирта, выдерживаемого в дубовых бочках, пьются в подобных условиях из однотипных бокалов, да и звучат весьма похоже?

На самом деле отличия существуют, причем не меньшие, нежели между другими напитками одной и той же группы. Давайте же узнаем, чем отличается коньяк от арманьяка.

Время и место

Не смотря на то, что оба напитка родом из Франции, произошло это с весьма приличным временным промежутком, да к тому же в разных частях страны. Первым в середине XIV века возник арманьяк. Коньяк же появился лишь спустя 150 лет – на рубеже XV и XVI веков. Родиной первого стала гасконская область Арманьяк, второй же увидел свет в окрестностях городка Коньяк, находящегося несколько севернее – в провинции Шаранта.

Именно последнее обстоятельство позволило младшему из напитков обрести мировую известность: имеющая выход к морю Шаранта оказалась гораздо более доступной для иностранных торговцев, нежели Арманьяк, находящийся на приличном расстоянии как от Бискайского залива, так и от Средиземного моря.

Производственные различия

Результатом географической отдаленности стали многочисленные различия, имеющие место при изготовлении обоих напитков.

  1. Сорт винограда

    Для коньяка используется лишь виноград сорта Юни Блан, тогда как арманьяк помимо упомянутого сорта может заключать в себе еще около десятка разновидностей белого винограда.

  2. Дистилляция

    Если с целью получения виноградного спирта для коньяка применяется двойная дистилляция, то в случае арманьяка речь идет об однократной длительной перегонке. В итоге более крепкий напиток из Шаранты перед бутылированием разводится до канонических 40-ка градусов, его же южный собрат естественным путем обретает в процессе выдержки крепость, колеблющуюся в промежутке 40-50 оборотов.

  3. Купажирование

    В случае коньяка допускается смешивание спирта, полученного при переработке урожаев разных лет. При изготовлении же арманьяка используется исключительно виноград одного урожая. Благодаря этому коньяк представляет собой более управляемый напиток со стабильными характеристиками. Напиток же из Гаскони, чьи свойства из года в год несколько варьируются, любит приносить своим почитателям как приятные, так и неприятные неожиданности.

  4. Дубовые бочки

    Упомянутые напитки выдерживаются в бочках, изготовленных из различных пород дуба: коньяк – из лимузенского, арманьяк – из черного. При этом последний, как правило, выдерживается в течении более длительного срока. Кроме того, производители арманьяка вынуждены искать золотую середину между достижением оптимального срока выдержки и предотвращением перенасыщения напитка обильно содержащимися в черном дубе танинами. Поэтому будущий арманьяк лишь первое время выдерживается в новых бочках, сделанных из перенасыщенного танином свежесрубленного дерева. В последствии его переливают в более старые емкости, пускай не такие прочные, но зато обладающие менее высоким уровнем вяжущих веществ по причине своего почтенного возраста.

Все вышеприведенные факторы не могли не повлиять на вкусовые, обонятельные и даже визуальные различия, существующие между интересующими нас напитками.

Особенности употребления

При употреблении обоих напитков также существуют некоторые отличия. В первую очередь они обусловлены тем фактом, что арманьяк является более жестким, но при этом обладает более ярким и разнообразным вкусовым и ароматическим спектром.

Если коньяк принято подавать либо с кофе и десертами, либо в качестве дижестива, то арманьяк в этом плане не столь требователен. Помимо десертно-дижестивного амплуа, он прекрасно выступает как в составе комбинированного аперитива, так и в качестве застольного напитка (особенно в компании с фуа-гра и прочими блюдами южно-французской кухни).

Жесткость гасконского напитка имеет еще одно любопытное свойство, благодаря которому все сорта арманьяка хорошо сочетаются с послеобеденной сигарой, тогда как коньяк в данном случае окажется неуместным.


Арманьяк – крепкий алкогольный напиток, который иногда называют старшим братом коньяка. Старейшее виноградное бренди Франции является ярким представителем классического дижестива, т.е. может употребляться после трапезы. Ему свойственен насыщенный золотистый цвет, в котором иногда могут присутствовать оттенки красного дерева. Первые упоминания о напитке задокументированы в XV веке, а первая продажа зафиксирована в 1411 году.

Аромат — принципиальное отличие арманьяка

По своим органолептическим качествам арманьяк подобен коньяку, однако важные отличия все же существуют. Разница касается своеобразного аромата, в котором четко прослеживается ореховые тона и послевкусие фиалки и чернослива.

В коньяке ценители алкогольных напитков выделяют постоянство, в то время как в арманьяке – изменчивость. Марочные разновидности французского бренди одних и тех же домов имеют все шансы иметь разные вкусы и ароматы.

Качественный арманьяк положительно проявляет себя в уникальном разнообразии ароматов. Из них можно выделить 7 наиболее популярных: лесной орех, персик, фиалку, липу, ваниль, чернослив и душистый перец. В отличие от коньяка — намного тяжелее, плотнее и мощнее. В большей мере отличается насыщенностью и сухим привкусом.

Способы подачи и дегустации одинаковые. Правила употребления древнего напитка не так строги, как для коньяка. На аперитив его принято употреблять со льдом, добавлять сок или содовую. Отлично сочетается с шампанским и кофе, а в холодное время года поможет согреться.

На российском рынке арманьяк– недавний гость. Россияне по достоинству оценили всемирно известные бренды Chabot XO (Шабо ХО – 4955 руб.), BaronGastonLegrand XO (Барон Легран ХО – 5700 руб.), ChateaudeLacquy (Шато де Лаки –7200 руб.) и Delord XO (Делор ХО – 3200 руб.). Цена бутылки французского коньяка с 6 летней выдержкой начинается от 2000 рублей.

Особенности изготовления

Арманьяк изготавливается на юго-востоке Франции. Производственные мощности заводов расположены на территории провинции Гасконь. Можно выделить 4 апелласьона — 1 региональный (Armagnac ) и 3 субрегиональных:

  • Нижний (BasArmagnac) – лучшая зона для производства алкогольного напитка (подобно зоне Гранд Шампань для изготовления коньяка)
  • Тенарез (ArmagnacTenareze);
  • Верхний (HautArmagnac).
Производство арманьяка имеет много общих особенностей с коньяком, поскольку в обоих случаях первым делом приступают к изготовлению белого игристого вина. Главное отличие состоит в различных методах дистилляции. Принципиальным отличием арманьяка от его последователя является непрерывная однократная перегонка. Алкогольный напиток не разбавляют водой с целью снижения крепости непосредственно перед розливом.

В составе арманьяка преобладает виноград сорта Уньи Блан (UgniBlanc) , его общее количество может составлять порядка 75%. В отличие от коньяка в составе древнего напитка присутствует виноград Коломбар и ФольБланш . Такой сорт как Бако 22А является единственным гибридом, который с успехом используется для изготовления крепкого алкоголя.

Истинные ГУРУ и сегодня спорят о разнице и сравнительных преимуществах арманьяка и коньяка. Как гласит французская народная мудрость, коньяк народ подарил миру, а арманьяк предпочли оставить себе. Именно по этой причине многие эксперты связывают относительно небольшую популярность и низкий уровень спроса по сравнению с его главным конкурентом.

Характеристика производства арманьяка

Основным ингредиентом является сухое белое вино, алкогольный напиток изготавливается традиционным древним способом. Основные его этапы:

  1. винификация;
  2. дистилляция;
  3. выдержка (влияет на отличное качество напитка).

Винификация

Осуществляется по общепринятой технологии с соблюдением единственного условия — шаптализация и внесение серы категорически исключаются из технологического цикла. В производстве спиртов отсутствует фильтрация, она осуществляется согласно местным традициям. После завершения брожения наступает черед перегонки вина в спирт. Местные жители по этому поводу устраивают фееричный праздник, и искренне радуются возникновению «пламени арманьяка».

Дистилляция, или перегонка

На законодательном уровне установлено, что процесс дистилляции завершается до 31 марта, в ближайшем будущем ожидается перенос даты на 31 января следующего за годом урожая. Перегонку осуществляют в специальных винокурнях, достаточно удобно выполнять такую работу непосредственно в месте сбора винограда, мобильные аппараты этому всячески способствуют.

Различают 2 способа перегонки вина в спирт.

  • Первый заключается в двойной дистилляции в специальном перегонном аппарате. Вино испаряется, пары поднимаются вдоль тарелок ректификационной колонны и одновременно насыщаются спиртом с приятными ароматическими веществами. В результате удается получить бесцветный спирт, крепость которого 52-72 %, резким вкусом и запахом. К отличительной особенности можно отнести присутствие фруктовых и цветочных ароматов.
  • Относительно новый для наших соотечественников способ непрерывной перегонки подразумевает использование специального аппарата из чистой меди. В результате вино нагревается всего 1 раз, после чего стекает по ступенчатой дисковой системе, которая расположена непосредственно над нагревателем. С целью поддержания огня настоятельно рекомендуется делать выбор в пользу дубовых дров. Вино в этом случае выступает в качестве конденсатора, а его крепость равняется 55-65%. К его преимуществу можно отнести изысканный аромат и утонченный вкус. Важно заметить, что в случае переливания в стеклянную тару процессы старения существенно замедляются.

Выдержка

После дистилляции арманьяк следует выдержать в деревянных бочках (объем 400 литров). При этом они выдерживаются в погребах в определенном температурном диапазоне и влажности. Благодаря возможности испарения спирта через «дышащую древесину» происходит снижение крепости алкоголя и появление его янтарного цвета с оттенками красного дерева. К характерным особенностям созревания алкогольного напитка можно причислить уменьшение крепости на 0,5-1% в год.

Какой арманьяк выбрать — XO (Наполеон), VSOP или миллезимный?

Классификация зависит от периода выдержки.
— Присутствие надписи Blanche на этикетке означает вместимость в бутылке белого спирта без выдержки.
Класс VS подтверждает отстаивание напитка в дубовых бочках более 2 лет . Пометки возле названия XO или VSOP подразумевают выдержку не меньше 5 лет, для арманьяка Napoleon (XO) - от 6 лет.

— Аббревиатура ХО на этикетке означает выдержку в дубовых бочках на протяжении 6 лет . Официально определенный возраст по «паспорту» на деле может быть старше, все зависит от производителей алкогольного напитка. Довольно часто встречаются аналогичные обозначения в виде «Extra», «Napoleon», «TresVieux» и «VieilleReserve» .

— Срок выдержки французского виноградного бренди VSOP более 5 лет . Ему свойственны яркий янтарный цвет и богатый аромат с присутствием древесных оттенков, ноток засахаренных фруктов и душистых пряностей. Напиток имеет приятный и сбалансированный вкус с суховатым послесловием.

Элитный сорт Hors d’Age отличается изысканным вкусом, который набирает свою силу в течение 10 лет исключительно в дубовых бочках. Особой популярностью пользуется миллезимный (винтажный) арманьяк, который изготавливается из урожая одного года.

Распространена и другая классификация, которая включает следующие названия: Blanche d‘Armagnac представлен молодыми спиртами. Vintage изготавливается из винограда одного года сбора, а ассамбляж с отстаиванием более 6 лет представлен Vieil Armagnac.

История арманьяка насчитывает множество столетий, однако сегодня к продаже доступны всемирно известные образцы прошлого века. Перечислим популярные французские бренди по годам изготовления и приблизительным ценам в рублях

— 1954 год: Baron G. Legrand (Барон Легран) (24924), Baron de Castelneau (Барон де Кастельно)(16900); Chateau de Maniban (Барон де Манибан) (30545), Chabot (Шабо)(44980), Celebration (Селебрасьон)(22730);

— 1961 год: Baron G. Legrand (13813), Baron de Castelneau (10400), Chateau de Maniban (21997), Chabot (23545), Celebration (21600);

— 1964 год: Baron G. Legrand (11011), Baron de Castelneau (8500), Chateau de Maniban (12330), Chabot (15050), Delord (Делор) (12260), Francis Darroze (26475);

— 1968 год: ChateaudeManiban (10799), Chabot (10710), Delord (10060), Maison Gelas (12060);

— 1974 год: Baron G. Legrand (9263), Baron de Castelneau (4722), Chateau de Maniban (7272), Chabot(9595), Delord (7272), Celebration (9280);

— 1979 год: Baron G. Legrand (5888), Baron de Castelneau (6505), Chateau de Maniban (4899), Chabot(9282), Delord (6555), Celebration (4400).

Арманьяк можно смело причислить к элитным алкогольным напиткам – гордостью коренного населения Франции. Жаркий климат в сочетании с песчаными почвами южной части страны всецело способствуют созданию насыщенного аромата с древесными оттенками.

Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями:

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

История

Сорта винограда

Арманьяк производится из сортов винограда: Уни-Блан , Фоль-Бланш (Пикпуль), Коломбар , Бако Блан (22А-Бако)

Уни-Блан

Уни-Блан (фр. Ugni Blanc) или Требиано (ит. Trebiano) - это итальянский сорт винограда из Тосканы . Сорт винограда получил известность ещё в 1302 году, после описания его ботаником Пьером Креченци . Во Франции этот виноград оказался примерно тогда же - во время Авиньонского пленения пап (1309-1377), после чего и стал повсеместно культивироваться на её территории. Данный сорт используется не только для производства арманьяков, но и для изготовления столовых вин, бренди, коньяков и бальзамического уксуса. Сорт очень устойчив к грибку, что обуславливает его широчайшее распространение. 75 % произведенного арманьяка использует спирты этого сорта винограда.

Фоль Бланш

Фоль Бланш (фр. Folle Blanche) или Пикпуль - основной сорт винограда для производства бренди во французских провинциях до широкого распространения сорта Бако Нуар. Именно этому сорту винограда обязан коньяк своим возникновением. Сегодня данный сорт винограда в коньячном производстве заменен на Уни Блан. Считается, что Фоль Бланш дает более ароматные и мягкие спирты, по сравнению с Уни Блан. К примеру, известные коньячные дома Tesseron и Leopold Gourmel в качестве основы используют спирты именно Фоль Бланш. Тем не менее, доля данного винограда в коньячном производстве мала. Чуть больше его используют для производства арманьяка, но и здесь его доля не превышает 1 %. Примерно до 1890 года данный сорт винограда был лидером при создании арманьячных спиртов, но эпидемия филлоксеры заставила отдать предпочтение сортам Бако Блан.

Кроме производства спиртов для арманьяка и коньяка, винный сорт винограда Фоль Бланш широко используют в долине Луары в производстве очень сухого вина Gros Plant du Pays Nantais.

Большим недостатком этого сорта является высокая восприимчивость к серой и чёрной гнили.

Сегодня этот сорт хотя и вытеснен более простыми в выращивании сортами винограда, не перестал цениться виноградарями и считается ими сокровищем Франции.

Коломбар

Коломбар (фр. Colombard) - белый сорт винограда позднего периода созревания. Родина винограда Франция. Данный сорт винограда устойчив против милдью и загнивания ягод, чувствителен к осенним заморозкам. Коломбар возделывают и в Бордо. Кроме использования при производстве арманьяка, данный сорт винограда нередко используется при изготовлении бордерийских коньяков, что дает им великолепный букет.

Бако Блан

Бако Блан (фр. Baco blanc) или 22А-Бако - белый сорт винограда, выведенный Морисом Бако в 1898 году и названный им в свою честь. Бако Блан виноград среднего срока созревания. Его грозди средних размеров, округлой формы, рыхлые. Ягоды средние, округлые, белые, при полном созревании янтарные. Мякоть слизистая с лабрусковым ароматом. Почки распускаются довольно рано, виноград относится к высокоурожайным. Бако Блан выращивается преимущественно в западной части Франции.

При выведении винограда этого сорта Морис скрещивал европейские сорта винограда Фоль Бланш и единственного разрешённого для выращивания во Франции американского гибрида Ноа. Его целью было сохранить лучшее от Фоль Бланш и при этом избавиться от столь сильной восприимчивости к плесневым заболеваниям, что было очень актуально для Франции 19-го века, когда повальное заболевание винограда филлоксерой уничтожило больше половины посадок Фоль Бланш. В отличие от производителей коньяка из одноимённой провинции, которые предпочитали в то время использовать сорт винограда Уни Блан (в Италии - Треббиано), виноделы Гаскони использовали для производства Арманьяка новый гибрид белого винограда Бако Блан. Подобные предпочтения сохранились, также, и на протяжении всего 20-го века, причём к середине 20-го века данный сорт винограда произрастал уже на 85 % всех виноградников региона.

    Уни-Блан гроздь.

    Ugni Blanc feuille.jpg

    Уни-Блан листья

    Colombard raisin.jpg

    Коломбар гроздь.

    Colombard feuille.jpg

    Коломбар листья.

    Folle blanche raisin.jpg

    Фоль Бланш гроздь.

    Folle blanche feuille.jpg

    Фоль Бланш листья.

Производство

В настоящее время перегонка вина может производиться в аппаратах двух типов: в Шарантском аламбике , который также используется при производстве коньяка , и Арманьякском аламбике , специально созданном для производства арманьяка. В Арманьякском аламбике вино нагревается, стекая по системе наложенных друг на друга над нагревателем круглых дисков. Для нагревания используются исключительно дрова из натурального дуба. При этом вино является и конденсатором. В результате получается спиртное крепостью от 52 до 72 %, насыщенное ароматами, с утонченным вкусом. Сразу после перегонки арманьяк помещают в дубовые бочки ёмкостью 400 литров. Выдержка протекает последовательно в нескольких дубовых бочках от новых к более старым, чтобы арманьяк не содержал слишком много танинов . Выдержка в новых бочках производится от 6 месяцев до года. В старых бочках спирты медленно развиваются, испаряясь через дерево и утрачивая крепость и часть объёма, но приобретая при этом красивый цвет красного дерева. Вкус при этом делается округлым, бархатистым, обретает свойственную арманьяку тонкость. Старые бочки - бочки, прослужившие более десяти лет. При достижении нужной выдержки винодел производит ассамблирование арманьячных спиртов различного возраста и происхождения. Такого рода смешивания позволяют получить продукт более высокого качества. Конечная крепость арманьяка (минимум 40°) достигается путём добавления к арманьяку спиртованных вод - малых порций смеси, состоящей из арманьяка и дистиллированной воды.

    Arthez alambic Ognoas 1804.jpg

    Арманьякский Аламбик 1804-го года.

    Arthez alambic Ognoas 1936.jpg

    Арманьякский Аламбик «Sier» 1936-го года.

    Cognac pot still - 20091205.jpg

    Коньячный Аламбик

Классификация арманьяка и вкусовые особенности

Классификация арманьяков сводится к географическому признаку и условному обозначению срока выдержки. В отличие от других крепких напитков, срок выдержки указывается только в том случае, если напиток получают смешиванием различных спиртов. О происхождении напитка все можно узнать из этикетки на бутылке. При указании на ней слова «Armagnac» правильно сделать вывод, что напиток создан из спиртов, полученных во всех трёх аппелласьонах . Такие арманьяки весьма качественны и предсказуемы, так как недостатки исходного материала скрывает мастер-купажист. Но при такой процедуре могут быть потеряны и уникальные вкусовые особенности каждой отдельно взятой «eau-de-vie».

Если арманьяк состоит из спиртов одного аппелласьона, то его название указывается на этикетке. Отличие аппелласьонов по вкусовым качествам:

  • Le Bas-Armagnac - имеет лёгкий фруктовый букет и очень тонкий вкус. Такой арманьяк хорош в среднем и в зрелом возрасте.
  • L’Armagnac-Tenareze - имеет богатый букет и полнотелый вкус. Однако эти свойства напиток достигнет чаще всего при очень значительных сроках выдержки.
  • Le Haute-Armagnac - имеет живой характер и его можно пить молодым, но, к сожалению, объём производства этих арманьяков не большой, и поэтому они представляют определенную редкость на рынке.

В 1999 году Национальное Межпрофессиональное Бюро Арманьяка (B.N.I.A.) изменило классификацию арманьяка по возрасту. До 1999 года система во многом совпадала с другими системами, принятыми для виноградного бренди, где на этикетке указывается:

  • Три звездочки - при создании данного арманьяка были использованы «eau-de-vie», возраст самого молодого из которых не менее 2 лет.
  • V.S.O.P. - при создании данного напитка возраст самого молодого «eau-de-vie» не менее 5 лет.
  • Napoleon или XO - не менее 5 лет - в купаже напитка отсутствуют спирты моложе 6 лет.
  • Hors d’Age - возраст самых молодых спиртов в купаже не менее 10 лет.

С 1999 года классификация арманьяка была изменена и теперь на этикетке бутылки можно встретить следующие надписи:

  • Vieil armagnac - или старый арманьяк, указывается для напитков, где «eau-de-vie» выдерживались в дубовых бочках более 6 лет.
  • Vintage в сочетании с годом изготовления вина - относится к напиткам, где купаж не использовался, то есть созданным из одного единственного «eau-de-vie». Причём именно для винтажного арманьяка содержание спирта не нормируется и может колебаться в широких пределах от 40 % до 48 %.
  • Blanche d’armagnac (белый арманьяк) - относятся виноградным спиртам, которые не подвергались выдержке.

Дегустация

Арманьяк наливают либо в коньячный бокал , либо в специальный бокал для арманьяка. Рекомендуемая форма бокала - тюльпановидная. Молодой арманьяк можно пить из коньячных бокалов шаровидной формы. Для старых и винтажных арманьяков лучше использовать специальные бокалы. Для наилучшего восприятия вкусовых качеств перед питием напиток должен немного «подышать». Оптимально пить арманьяк через 15-30 минут после того, как его налили в бокал. Это время необходимо для образования паров, содержащих наиболее полную гамму ароматов напитка.

Перед дегустацией арманьяк необходимо немного подогреть в руках и после, поднеся к носу, вдохнуть его аромат. Подобный подход позволяет различить ноты в аромате напитка: фруктовые, древесные, цветочные, ваниль, пряности, запах дыма. Чем более насыщен аромат арманьяка, тем более качественный напиток. По правилам, после аромата напитка, можно перейти и к вкусовой дегустации. Арманьяк пьют небольшими глотками, задерживая его во рту, чтобы лучше прочувствовать богатый вкус.

Правила употребления арманьяка менее строгие, по сравнению с коньяком. На аперитив его можно пить со льдом, с водой, с содовой и с соком. Арманьяк является превосходным дижестивом , то есть напитком, завершающим трапезу. Очень хорошо арманьяк сочетается с шоколадом и хорошим кофе, который позволяет смягчить спиртовой привкус напитка. Арманьяк сочетается с различными фруктовыми и шоколадными десертами, также смягчающими жесткий вкус напитка.

Почти все без исключения арманьяки великолепно сочетаются с сигарами , в отличие от коньяка, который далеко не всегда подойдет к сигаре. Именно по этой причине специализированные сигарные издания наиболее часто публикуют итоги дегустации сигар именно с арманьяками, а не с коньяками.

Существует ряд блюд, прекрасно сочетающихся с арманьяком. В первую очередь это традиционные блюда гасконской кухни: фуа-гра , соусы , мясо по-гасконски, фламбе , а также знаменитые гасконские арманьячные десерты. Белый арманьяк, подаваемый со льдом, прекрасно подходит к копчёному лососю, а также является отличным напитком для употребления между блюдами.

  • Бокалы
  • Cognac glass.jpg

    Бокал для коньяка "снифтер"

    Pipe à Armagnac.jpg

    Бокал для арманьяка

Производители

  • Домен д’Эсперанс (фр. Domaine d’Espérance ) - письменные источники подтверждают владение данным поместьем рода графов Де Монтескью с X века. В России род Де Монтескью хорошо знаком большинству благодаря произведениям Александра Дюма о мушкетёрах - «Три мушкетёра » (1844), «Двадцать лет спустя », «Виконт де Бражелон » - в которых описывается судьба и приключения их капитана д’Артаньяна (герцог Де Монтескью д’Артаньян), происходившего из этой ветви знатной семьи. Сейчас владельцем поместья «Эсперанс» является граф Жан-Луи Де Монтескью, потомок д’Артаньяна. В поместье «Эсперанс» производятся самые тонкие и благородные сорта арманьяков, наиболее ценимые истинными гурманами, знатоками этого напитка. Этикетки арманьяков и вин оформлены знаменитым кутюрье Жан-Шарлем де Кастельбажаком , также урожденным гасконцем.
  • Лабердолив (фр. Laberdolive ) - специалисты считают его одним из самых изысканных арманьяков. Семья Лабердолив производит арманьяки с 1866 года, в её владении находится весь производственный цикл данного продукта - от виноградной лозы до бутылки. Семья владеет двумя перегонными аппаратами, которые обеспечивают дистилляцию всего винного запаса поместья. Один из аппаратов был сконструирован в 1893 г. Дистилляция производится в традиционном аппарате при обязательном нагревании только горящими дровами до получения коньячного спирта с содержанием 53 %. Спирт заливается в дубовые бочки из местной древесины, после чего выдерживается в новых бочках около 3-х лет. Далее процесс старения продолжается ещё долгие годы под воздействием дубящих веществ древесины бочек. Коллекция семьи состоит из винтажных арманьяков с 1900 по 1989 год.
  • Шато Равиньян (фр. Chateau Ravignan ) - один из лучших арманьяков Франции, имеет прекрасную репутацию. Арманьяк этого поместья получал множество наград на всевозможных конкурсах. Одним из его почитателей является президент Франции - Жак Ширак . Перегонка в Шато Равиньян делается не классическим двойным прогревом, а непрерывным, при котором используются только медные аламбики, обеспечивающие равномерный прогрев всей своей поверхности. Полученные спирты выдерживаются первоначально только в новых бочках. Арманьяк в этом шато продается только после 10 лет выдержки.
  • Арманьяк
  • Ба Арманьяк Лабердолив 1904.jpg

    Ба Арманьяк Лабердолив 1904

    Ба-Арманьяк Домен Жоанда.jpg

    Ба-Арманьяк Домен Жоанда 1934

    Ба-Арманьяк Шато д"Эсперанс.png

    Ба-Арманьяк Шато д"Эсперанс 10 лет

Напишите отзыв о статье "Арманьяк (напиток)"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Арманьяк (напиток)

Изредка он останавливался, прислушивался к выстрелам и вглядывался в поле сражения.
Не только с того места внизу, где он стоял, не только с кургана, на котором стояли теперь некоторые его генералы, но и с самых флешей, на которых находились теперь вместе и попеременно то русские, то французские, мертвые, раненые и живые, испуганные или обезумевшие солдаты, нельзя было понять того, что делалось на этом месте. В продолжение нескольких часов на этом месте, среди неумолкаемой стрельбы, ружейной и пушечной, то появлялись одни русские, то одни французские, то пехотные, то кавалерийские солдаты; появлялись, падали, стреляли, сталкивались, не зная, что делать друг с другом, кричали и бежали назад.
С поля сражения беспрестанно прискакивали к Наполеону его посланные адъютанты и ординарцы его маршалов с докладами о ходе дела; но все эти доклады были ложны: и потому, что в жару сражения невозможно сказать, что происходит в данную минуту, и потому, что многие адъютапты не доезжали до настоящего места сражения, а передавали то, что они слышали от других; и еще потому, что пока проезжал адъютант те две три версты, которые отделяли его от Наполеона, обстоятельства изменялись и известие, которое он вез, уже становилось неверно. Так от вице короля прискакал адъютант с известием, что Бородино занято и мост на Колоче в руках французов. Адъютант спрашивал у Наполеона, прикажет ли он пореходить войскам? Наполеон приказал выстроиться на той стороне и ждать; но не только в то время как Наполеон отдавал это приказание, но даже когда адъютант только что отъехал от Бородина, мост уже был отбит и сожжен русскими, в той самой схватке, в которой участвовал Пьер в самом начале сраженья.
Прискакавший с флеш с бледным испуганным лицом адъютант донес Наполеону, что атака отбита и что Компан ранен и Даву убит, а между тем флеши были заняты другой частью войск, в то время как адъютанту говорили, что французы были отбиты, и Даву был жив и только слегка контужен. Соображаясь с таковыми необходимо ложными донесениями, Наполеон делал свои распоряжения, которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы.
Маршалы и генералы, находившиеся в более близком расстоянии от поля сражения, но так же, как и Наполеон, не участвовавшие в самом сражении и только изредка заезжавшие под огонь пуль, не спрашиваясь Наполеона, делали свои распоряжения и отдавали свои приказания о том, куда и откуда стрелять, и куда скакать конным, и куда бежать пешим солдатам. Но даже и их распоряжения, точно так же как распоряжения Наполеона, точно так же в самой малой степени и редко приводились в исполнение. Большей частью выходило противное тому, что они приказывали. Солдаты, которым велено было идти вперед, подпав под картечный выстрел, бежали назад; солдаты, которым велено было стоять на месте, вдруг, видя против себя неожиданно показавшихся русских, иногда бежали назад, иногда бросались вперед, и конница скакала без приказания догонять бегущих русских. Так, два полка кавалерии поскакали через Семеновский овраг и только что въехали на гору, повернулись и во весь дух поскакали назад. Так же двигались и пехотные солдаты, иногда забегая совсем не туда, куда им велено было. Все распоряжение о том, куда и когда подвинуть пушки, когда послать пеших солдат – стрелять, когда конных – топтать русских пеших, – все эти распоряжения делали сами ближайшие начальники частей, бывшие в рядах, не спрашиваясь даже Нея, Даву и Мюрата, не только Наполеона. Они не боялись взыскания за неисполнение приказания или за самовольное распоряжение, потому что в сражении дело касается самого дорогого для человека – собственной жизни, и иногда кажется, что спасение заключается в бегстве назад, иногда в бегстве вперед, и сообразно с настроением минуты поступали эти люди, находившиеся в самом пылу сражения. В сущности же, все эти движения вперед и назад не облегчали и не изменяли положения войск. Все их набегания и наскакивания друг на друга почти не производили им вреда, а вред, смерть и увечья наносили ядра и пули, летавшие везде по тому пространству, по которому метались эти люди. Как только эти люди выходили из того пространства, по которому летали ядра и пули, так их тотчас же стоявшие сзади начальники формировали, подчиняли дисциплине и под влиянием этой дисциплины вводили опять в область огня, в которой они опять (под влиянием страха смерти) теряли дисциплину и метались по случайному настроению толпы.

Генералы Наполеона – Даву, Ней и Мюрат, находившиеся в близости этой области огня и даже иногда заезжавшие в нее, несколько раз вводили в эту область огня стройные и огромные массы войск. Но противно тому, что неизменно совершалось во всех прежних сражениях, вместо ожидаемого известия о бегстве неприятеля, стройные массы войск возвращались оттуда расстроенными, испуганными толпами. Они вновь устроивали их, но людей все становилось меньше. В половине дня Мюрат послал к Наполеону своего адъютанта с требованием подкрепления.
Наполеон сидел под курганом и пил пунш, когда к нему прискакал адъютант Мюрата с уверениями, что русские будут разбиты, ежели его величество даст еще дивизию.
– Подкрепления? – сказал Наполеон с строгим удивлением, как бы не понимая его слов и глядя на красивого мальчика адъютанта с длинными завитыми черными волосами (так же, как носил волоса Мюрат). «Подкрепления! – подумал Наполеон. – Какого они просят подкрепления, когда у них в руках половина армии, направленной на слабое, неукрепленное крыло русских!»
– Dites au roi de Naples, – строго сказал Наполеон, – qu"il n"est pas midi et que je ne vois pas encore clair sur mon echiquier. Allez… [Скажите неаполитанскому королю, что теперь еще не полдень и что я еще не ясно вижу на своей шахматной доске. Ступайте…]
Красивый мальчик адъютанта с длинными волосами, не отпуская руки от шляпы, тяжело вздохнув, поскакал опять туда, где убивали людей.
Наполеон встал и, подозвав Коленкура и Бертье, стал разговаривать с ними о делах, не касающихся сражения.
В середине разговора, который начинал занимать Наполеона, глаза Бертье обратились на генерала с свитой, который на потной лошади скакал к кургану. Это был Бельяр. Он, слезши с лошади, быстрыми шагами подошел к императору и смело, громким голосом стал доказывать необходимость подкреплений. Он клялся честью, что русские погибли, ежели император даст еще дивизию.
Наполеон вздернул плечами и, ничего не ответив, продолжал свою прогулку. Бельяр громко и оживленно стал говорить с генералами свиты, окружившими его.
– Вы очень пылки, Бельяр, – сказал Наполеон, опять подходя к подъехавшему генералу. – Легко ошибиться в пылу огня. Поезжайте и посмотрите, и тогда приезжайте ко мне.
Не успел еще Бельяр скрыться из вида, как с другой стороны прискакал новый посланный с поля сражения.
– Eh bien, qu"est ce qu"il y a? [Ну, что еще?] – сказал Наполеон тоном человека, раздраженного беспрестанными помехами.
– Sire, le prince… [Государь, герцог…] – начал адъютант.
– Просит подкрепления? – с гневным жестом проговорил Наполеон. Адъютант утвердительно наклонил голову и стал докладывать; но император отвернулся от него, сделав два шага, остановился, вернулся назад и подозвал Бертье. – Надо дать резервы, – сказал он, слегка разводя руками. – Кого послать туда, как вы думаете? – обратился он к Бертье, к этому oison que j"ai fait aigle [гусенку, которого я сделал орлом], как он впоследствии называл его.
– Государь, послать дивизию Клапареда? – сказал Бертье, помнивший наизусть все дивизии, полки и батальоны.
Наполеон утвердительно кивнул головой.
Адъютант поскакал к дивизии Клапареда. И чрез несколько минут молодая гвардия, стоявшая позади кургана, тронулась с своего места. Наполеон молча смотрел по этому направлению.
– Нет, – обратился он вдруг к Бертье, – я не могу послать Клапареда. Пошлите дивизию Фриана, – сказал он.
Хотя не было никакого преимущества в том, чтобы вместо Клапареда посылать дивизию Фриана, и даже было очевидное неудобство и замедление в том, чтобы остановить теперь Клапареда и посылать Фриана, но приказание было с точностью исполнено. Наполеон не видел того, что он в отношении своих войск играл роль доктора, который мешает своими лекарствами, – роль, которую он так верно понимал и осуждал.
Дивизия Фриана, так же как и другие, скрылась в дыму поля сражения. С разных сторон продолжали прискакивать адъютанты, и все, как бы сговорившись, говорили одно и то же. Все просили подкреплений, все говорили, что русские держатся на своих местах и производят un feu d"enfer [адский огонь], от которого тает французское войско.
Наполеон сидел в задумчивости на складном стуле.
Проголодавшийся с утра m r de Beausset, любивший путешествовать, подошел к императору и осмелился почтительно предложить его величеству позавтракать.
– Я надеюсь, что теперь уже я могу поздравить ваше величество с победой, – сказал он.
Наполеон молча отрицательно покачал головой. Полагая, что отрицание относится к победе, а не к завтраку, m r de Beausset позволил себе игриво почтительно заметить, что нет в мире причин, которые могли бы помешать завтракать, когда можно это сделать.
– Allez vous… [Убирайтесь к…] – вдруг мрачно сказал Наполеон и отвернулся. Блаженная улыбка сожаления, раскаяния и восторга просияла на лице господина Боссе, и он плывущим шагом отошел к другим генералам.
Наполеон испытывал тяжелое чувство, подобное тому, которое испытывает всегда счастливый игрок, безумно кидавший свои деньги, всегда выигрывавший и вдруг, именно тогда, когда он рассчитал все случайности игры, чувствующий, что чем более обдуман его ход, тем вернее он проигрывает.
Войска были те же, генералы те же, те же были приготовления, та же диспозиция, та же proclamation courte et energique [прокламация короткая и энергическая], он сам был тот же, он это знал, он знал, что он был даже гораздо опытнее и искуснее теперь, чем он был прежде, даже враг был тот же, как под Аустерлицем и Фридландом; но страшный размах руки падал волшебно бессильно.
Все те прежние приемы, бывало, неизменно увенчиваемые успехом: и сосредоточение батарей на один пункт, и атака резервов для прорвания линии, и атака кавалерии des hommes de fer [железных людей], – все эти приемы уже были употреблены, и не только не было победы, но со всех сторон приходили одни и те же известия об убитых и раненых генералах, о необходимости подкреплений, о невозможности сбить русских и о расстройстве войск.
Прежде после двух трех распоряжений, двух трех фраз скакали с поздравлениями и веселыми лицами маршалы и адъютанты, объявляя трофеями корпуса пленных, des faisceaux de drapeaux et d"aigles ennemis, [пуки неприятельских орлов и знамен,] и пушки, и обозы, и Мюрат просил только позволения пускать кавалерию для забрания обозов. Так было под Лоди, Маренго, Арколем, Иеной, Аустерлицем, Ваграмом и так далее, и так далее. Теперь же что то странное происходило с его войсками.
Несмотря на известие о взятии флешей, Наполеон видел, что это было не то, совсем не то, что было во всех его прежних сражениях. Он видел, что то же чувство, которое испытывал он, испытывали и все его окружающие люди, опытные в деле сражений. Все лица были печальны, все глаза избегали друг друга. Только один Боссе не мог понимать значения того, что совершалось. Наполеон же после своего долгого опыта войны знал хорошо, что значило в продолжение восьми часов, после всех употрсбленных усилий, невыигранное атакующим сражение. Он знал, что это было почти проигранное сражение и что малейшая случайность могла теперь – на той натянутой точке колебания, на которой стояло сражение, – погубить его и его войска.
Когда он перебирал в воображении всю эту странную русскую кампанию, в которой не было выиграно ни одного сраженья, в которой в два месяца не взято ни знамен, ни пушек, ни корпусов войск, когда глядел на скрытно печальные лица окружающих и слушал донесения о том, что русские всё стоят, – страшное чувство, подобное чувству, испытываемому в сновидениях, охватывало его, и ему приходили в голову все несчастные случайности, могущие погубить его. Русские могли напасть на его левое крыло, могли разорвать его середину, шальное ядро могло убить его самого. Все это было возможно. В прежних сражениях своих он обдумывал только случайности успеха, теперь же бесчисленное количество несчастных случайностей представлялось ему, и он ожидал их всех. Да, это было как во сне, когда человеку представляется наступающий на него злодей, и человек во сне размахнулся и ударил своего злодея с тем страшным усилием, которое, он знает, должно уничтожить его, и чувствует, что рука его, бессильная и мягкая, падает, как тряпка, и ужас неотразимой погибели обхватывает беспомощного человека.
Известие о том, что русские атакуют левый фланг французской армии, возбудило в Наполеоне этот ужас. Он молча сидел под курганом на складном стуле, опустив голову и положив локти на колена. Бертье подошел к нему и предложил проехаться по линии, чтобы убедиться, в каком положении находилось дело.
– Что? Что вы говорите? – сказал Наполеон. – Да, велите подать мне лошадь.
Он сел верхом и поехал к Семеновскому.
В медленно расходившемся пороховом дыме по всему тому пространству, по которому ехал Наполеон, – в лужах крови лежали лошади и люди, поодиночке и кучами. Подобного ужаса, такого количества убитых на таком малом пространстве никогда не видал еще и Наполеон, и никто из его генералов. Гул орудий, не перестававший десять часов сряду и измучивший ухо, придавал особенную значительность зрелищу (как музыка при живых картинах). Наполеон выехал на высоту Семеновского и сквозь дым увидал ряды людей в мундирах цветов, непривычных для его глаз. Это были русские.
Русские плотными рядами стояли позади Семеновского и кургана, и их орудия не переставая гудели и дымили по их линии. Сражения уже не было. Было продолжавшееся убийство, которое ни к чему не могло повести ни русских, ни французов. Наполеон остановил лошадь и впал опять в ту задумчивость, из которой вывел его Бертье; он не мог остановить того дела, которое делалось перед ним и вокруг него и которое считалось руководимым им и зависящим от него, и дело это ему в первый раз, вследствие неуспеха, представлялось ненужным и ужасным.
Один из генералов, подъехавших к Наполеону, позволил себе предложить ему ввести в дело старую гвардию. Ней и Бертье, стоявшие подле Наполеона, переглянулись между собой и презрительно улыбнулись на бессмысленное предложение этого генерала.
Наполеон опустил голову и долго молчал.
– A huit cent lieux de France je ne ferai pas demolir ma garde, [За три тысячи двести верст от Франции я не могу дать разгромить свою гвардию.] – сказал он и, повернув лошадь, поехал назад, к Шевардину.

Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжении, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему.
«Да, да, сделайте это, – отвечал он на различные предложения. – Да, да, съезди, голубчик, посмотри, – обращался он то к тому, то к другому из приближенных; или: – Нет, не надо, лучше подождем», – говорил он. Он выслушивал привозимые ему донесения, отдавал приказания, когда это требовалось подчиненным; но, выслушивая донесения, он, казалось, не интересовался смыслом слов того, что ему говорили, а что то другое в выражении лиц, в тоне речи доносивших интересовало его. Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся с смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти.
Общее выражение лица Кутузова было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела.
В одиннадцать часов утра ему привезли известие о том, что занятые французами флеши были опять отбиты, но что князь Багратион ранен. Кутузов ахнул и покачал головой.
– Поезжай к князю Петру Ивановичу и подробно узнай, что и как, – сказал он одному из адъютантов и вслед за тем обратился к принцу Виртембергскому, стоявшему позади него:
– Не угодно ли будет вашему высочеству принять командование первой армией.
Вскоре после отъезда принца, так скоро, что он еще не мог доехать до Семеновского, адъютант принца вернулся от него и доложил светлейшему, что принц просит войск.
Кутузов поморщился и послал Дохтурову приказание принять командование первой армией, а принца, без которого, как он сказал, он не может обойтись в эти важные минуты, просил вернуться к себе. Когда привезено было известие о взятии в плен Мюрата и штабные поздравляли Кутузова, он улыбнулся.
– Подождите, господа, – сказал он. – Сражение выиграно, и в пленении Мюрата нет ничего необыкновенного. Но лучше подождать радоваться. – Однако он послал адъютанта проехать по войскам с этим известием.
Когда с левого фланга прискакал Щербинин с донесением о занятии французами флешей и Семеновского, Кутузов, по звукам поля сражения и по лицу Щербинина угадав, что известия были нехорошие, встал, как бы разминая ноги, и, взяв под руку Щербинина, отвел его в сторону.
– Съезди, голубчик, – сказал он Ермолову, – посмотри, нельзя ли что сделать.
Кутузов был в Горках, в центре позиции русского войска. Направленная Наполеоном атака на наш левый фланг была несколько раз отбиваема. В центре французы не подвинулись далее Бородина. С левого фланга кавалерия Уварова заставила бежать французов.
В третьем часу атаки французов прекратились. На всех лицах, приезжавших с поля сражения, и на тех, которые стояли вокруг него, Кутузов читал выражение напряженности, дошедшей до высшей степени. Кутузов был доволен успехом дня сверх ожидания. Но физические силы оставляли старика. Несколько раз голова его низко опускалась, как бы падая, и он задремывал. Ему подали обедать.
Флигель адъютант Вольцоген, тот самый, который, проезжая мимо князя Андрея, говорил, что войну надо im Raum verlegon [перенести в пространство (нем.) ], и которого так ненавидел Багратион, во время обеда подъехал к Кутузову. Вольцоген приехал от Барклая с донесением о ходе дел на левом фланге. Благоразумный Барклай де Толли, видя толпы отбегающих раненых и расстроенные зады армии, взвесив все обстоятельства дела, решил, что сражение было проиграно, и с этим известием прислал к главнокомандующему своего любимца.
Кутузов с трудом жевал жареную курицу и сузившимися, повеселевшими глазами взглянул на Вольцогена.
Вольцоген, небрежно разминая ноги, с полупрезрительной улыбкой на губах, подошел к Кутузову, слегка дотронувшись до козырька рукою.
Вольцоген обращался с светлейшим с некоторой аффектированной небрежностью, имеющей целью показать, что он, как высокообразованный военный, предоставляет русским делать кумира из этого старого, бесполезного человека, а сам знает, с кем он имеет дело. «Der alte Herr (как называли Кутузова в своем кругу немцы) macht sich ganz bequem, [Старый господин покойно устроился (нем.) ] – подумал Вольцоген и, строго взглянув на тарелки, стоявшие перед Кутузовым, начал докладывать старому господину положение дел на левом фланге так, как приказал ему Барклай и как он сам его видел и понял.
– Все пункты нашей позиции в руках неприятеля и отбить нечем, потому что войск нет; они бегут, и нет возможности остановить их, – докладывал он.
Кутузов, остановившись жевать, удивленно, как будто не понимая того, что ему говорили, уставился на Вольцогена. Вольцоген, заметив волнение des alten Herrn, [старого господина (нем.) ] с улыбкой сказал:
– Я не считал себя вправе скрыть от вашей светлости того, что я видел… Войска в полном расстройстве…
– Вы видели? Вы видели?.. – нахмурившись, закричал Кутузов, быстро вставая и наступая на Вольцогена. – Как вы… как вы смеете!.. – делая угрожающие жесты трясущимися руками и захлебываясь, закричал он. – Как смоете вы, милостивый государь, говорить это мне. Вы ничего не знаете. Передайте от меня генералу Барклаю, что его сведения неверны и что настоящий ход сражения известен мне, главнокомандующему, лучше, чем ему.
Вольцоген хотел возразить что то, но Кутузов перебил его.
– Неприятель отбит на левом и поражен на правом фланге. Ежели вы плохо видели, милостивый государь, то не позволяйте себе говорить того, чего вы не знаете. Извольте ехать к генералу Барклаю и передать ему назавтра мое непременное намерение атаковать неприятеля, – строго сказал Кутузов. Все молчали, и слышно было одно тяжелое дыхание запыхавшегося старого генерала. – Отбиты везде, за что я благодарю бога и наше храброе войско. Неприятель побежден, и завтра погоним его из священной земли русской, – сказал Кутузов, крестясь; и вдруг всхлипнул от наступивших слез. Вольцоген, пожав плечами и скривив губы, молча отошел к стороне, удивляясь uber diese Eingenommenheit des alten Herrn. [на это самодурство старого господина. (нем.) ]

Арманьяк и коньяк являются разновидностями виноградного бренди, и многие люди не находят между ними отличий. Однако разница между двумя «собратьями» имеется. Не специалисту довольно трудно найти отличие на вкус у этих двух напитков. Хотя арманьяк отличается насыщенным вкусом, но отличить его от коньяка могут лишь опытные дегустаторы. Первая официальная продажа арманьяка задокументирована в 1411 году. Коньяк появился намного позже, примерно через 150 лет.

В чем разница?

Исходный материал

Арманьяк имеет более сложный, насыщенный букет вкуса, чем коньяк. Он причисляется к элитному алкоголю, является гордостью французов. Он впитал в себя жаркий климат юга страны, поэтому имеет насыщенный аромат с древесными оттенками. Такой напиток французы создали (как они шутят) исключительно для собственного потребления, а коньяк подарили всему миру. Разница между двумя напитками существует уже на этапе выбора винограда. Арманьяк является миллезимным напитком, то есть производится из винограда, урожая одного года. Коньяк производят из винограда разных лет, то есть это блендированный напиток, выполненный в стиле купажа. После сборки винограда, очищенные ягоды отжимаются под прессом для получения сока. Его отправляют для брожения, которое продолжается двадцать дней. За это время в результате ферментации сок превращается в вино с высоким содержанием кислоты и крепостью 8%.

Дистилляция

Процесс перегонки осуществляется в специально созданных винокурнях непосредственно в месте сбора урожая. Вино переливают в особый перегонный аппарат, со слоистыми пластинами нагревания, который называется аламбик. В нем будущий арманьяк перегоняется один раз. Перегонка в аламбике происходит постепенно, но непрерывно. Вино нагревается и стекает по специальным кругам, под которыми располагается нагревательный элемент. В процессе производства коньяка арманьяк в Гаскони аламбик нагревают с помощью дубовых дров, а в Шаранте применяется газ. В результате дистилляции получается бесцветный спирт крепостью 52-72% с резким вкусом и присутствием мягких, насыщенных цветочных, фруктовых ароматов. При производстве коньяка используют особые перегонные кубы для двойной дистилляции, в результате чего получается спирт, имеющий крепость 69-73%.

Выдержка

После завершения процесса перегонки арманьяк сразу же помещают в новые бочки емкостью четыреста литров. В них он выдерживается около года, затем напиток разливают в старые бочки, где держат на протяжении многих лет. Именно старые бочки из гасконского дуба придают арманьяку красивый цвет, бархатистость и тонкость вкуса, так как этот вид древесины отличается повышенным содержанием танина. Коньяк настаивают в бочках из лимузинского или тройенского дуба, каждый из них придает свой вкус и аромат напитку. В этом виде древесины танина содержится намного меньше, чем в гасконском дубе. Соответственно, содержание танина по-разному отражается на вкусовых качествах напитков. Коньяк выдерживают только в одной бочке, никуда не переливая, что также влияет на его вкус, он не отличается такими многочисленными нотками вкуса, как арманьяк.

Конечный продукт

Перед разливом готового напитка коньяк разбавляют очищенной водой для понижения его крепости до 40%. Далее следует этап купажирования, когда для коньяка смешивают несколько дистиллятов разных возрастов и сортов. Затем напиток разливают по бутылкам. Арманьяк не разбавляют, в процессе выдержки происходит естественное испарение спиртов через поры дубовых бочек, где напиток вызревает до необходимой крепости. Выдержка происходит в погребах со специально установленным уровнем температуры и влажности. Спирт испаряется через «дышащую древесину», крепость алкоголя снижается, появляется красивый оттенок красного дерева. В год зреющий напиток теряет до 1% крепости.

Культура потребления

Арманьяк употребляют исключительно в чистом виде, небольшими глоточками, без закуски. Ароматический букет этого спиртного напитка очень неустойчив, поэтому его лучше не смешивать с другими и не разбавлять. Наливают его в коньячный бокал и согревают руками. Немного подогретый напиток раскрывает неповторимый вкус и потрясающий ароматический букет. Несмотря на то, что обычно арманьяк не рекомендуют ничем разбавлять или закусывать, многие пробуют сочетать его с кофе, мороженым, смешивают коктейли. Это личное дело каждого, но специалисты не советуют этого делать, чтобы не потерять ни одной тонкой нотки вкуса и аромата. Хотя даже гасконцы употребляют специальные сладкие десерты: грушевые, яблочные, которые сладостью смягчают жесткость спирта. Иногда в качестве закуски подают к арманьяку мясо, жирные морепродукты, закопчённого лосося, гусиную печень. Коньяк употребляют с различными закусками (мясными, рыбными). Он сочетается с сырами, лимоном, другими напитками (алкогольными и безалкогольными). Превосходно дополняет десерты из шоколада, подходит к мороженому, кофе. При этом коньяк не теряет своих вкусовых качеств, за что и ценится любителями «горячительного».

Вкусовой букет

Разница между арманьяком и коньяком заключается в своеобразном аромате, в котором прослеживаются ореховые тона с послевкусием чернослива и фиалки. Арманьяк отличается сложным вкусовым букетом. Различают 7 основных оттенков вкуса:

  1. ваниль;
  2. чернослив;
  3. липа;
  4. лесной орех;
  5. персик;
  6. перец;
  7. фиалка.

Коньяк отличает постоянство его вкуса и аромата, а арманьяк отличается разнообразием, изменчивостью вкуса и аромата, цветовой гаммы и зависит от года сбора урожая.

Эти два алкогольных напитка являются гордостью французских виноделов. Однако коньяк быстрей распространился по всему миру, завоевав многочисленную армию поклонников. Это связано с более быстрым процессом его созревания. Но арманьяк является старейшим элитным напитком, секрет которого передается только между французскими виноделами. В нем содержится опыт виноделия древних римлян, умение кельтов изготавливать бочки, мавританский секрет дистилляции спирта. Истинные ценители качественного алкоголя уже давно распробовали его вкус, который раскрывается в сумасшедшем, прекрасном ароматическом букете. Если есть возможность попробовать его, то стоит это сделать, чтобы проверить, почему французы так прячут секрет этого спиртного напитка.

История арманьяка напоминает печальную сказку про Золушку: как истинная злая мачеха, коньяк забрал все лавры себе и пользуется уверенным успехом по всему миру, а за арманьяком закрепилась обидная слава «младшего брата», последователя, чуть ли не пародии на коньяк (уже не говоря о тех «прекрасных» лингвистах-самородках, которые полагают, что арманьяк – это сокращение от «армянский коньяк»). Правду про отличие коньяка от арманьяка знают только самые искушенные и эрудированные любители французских крепких напитков. И добрая фея в этот раз к Золушке не торопится, а «хэппи-энда» в сказке, судя по всему, не предвидится – отчасти потому, что самим создателям арманьяка это не особо нужно. Все ценители хорошего алкоголя наверняка слышали ироничное высказывание французов: «Коньяк мы подарили миру, а арманьяк оставили себе». Точнее и не скажешь. Непреклонные цифры весьма красноречивы: во Франции ежегодно производится 150 миллионов бутылок коньяка и всего 6 миллионов – арманьяка. А экспортируется и вовсе незначительная часть – так что своим национальным сокровищем французы делятся крайне неохотно.Но справедливость должна восторжествовать, и начнем мы эту самую справедливость восстанавливать с того, что никакой арманьяк не младший брат коньяка, а самый что ни на есть старший. Производство арманьяка началось лет эдак на 100-150 раньше: первые упоминания об арманьяке датируются аж 15 веком (это при том, что коньяк впервые появляется на арене только в 16 столетии)! Но, во-первых, географическое местоположение провинции Гасконь, где арманьяк производят, никогда не располагало к тесному общению с миром. Из-за затрудненного доступа к морским путям гасконское достояние на международный рынок проникало медленно и проблематично. К тому же в конце 19 века развитие и распространение арманьячной индустрии сильно «подкосила» обрушившаяся эпидемия филлоксеры – подлых виноградных вредителей, и арманьяку пришлось отмечать второе свое рождение, ведь гасконцы начинали все практически с нуля. Едва арманьяк успел оправиться после внезапного и сокрушительного удара под дых, а весь мир уже успел полюбить коньяк и отдать дань его восхитительным свойствам. Вот так и получилось, что, помимо своей воли, арманьяк после возрождения стал «самым старым и самым молодым напитком» Франции и уступил пальму первенства коньяку.С другой стороны, были в этой истории и положительные моменты: выпавшие на долю производителей арманьяка тяготы удивительным образом сплотили их: оставаясь уникальными и верными своим личным традициям, изготовители напитка охотно делятся друг с другом рецептами и тайнами священного процесса. А праздник, посвященный началу перегонки арманьячных спиртов, и вовсе каждый год отмечается всем миром, а точнее, всей Гасконью. Не могут похвастаться таким единством производители коньяка: каждое предприятие ревностно бережет свои секреты и без восторга реагирует на попытки интервенции в их «личную жизнь».Но это все лирика, а мы еще о физике недостаточно сказали. Вернемся же к вопросу, чем отличается коньяк от арманьяка, и почему последний не приобрел столь широкой известности. Даже на родине коньяка и арманьяка отличия в их судьбе ярко выражены: сначала бордосские купцы монополизировали винную торговлю, потом производители коньяка объявили непримиримую войну своему главному конкуренту из Гаскони... Апогеем этого противостояния стало то, что Дюма-отец в своих романах про отважного Д’Артаньяна и мушкетеров «забыл» упомянуть арманьяк – и это учитывая, что доподлинно известно: не кто иной, как мушкетеры представили арманьяк французскому королевскому двору. В общем, даже отчизна не особо благоволила к бедному арманьяку.А уж в союзе нерушимом республик свободных об арманьяке узнали и вовсе недавно, и виной тому пресловутый «железный занавес». В каждой неприступной на первый взгляд стене всегда найдется маленькая лазейка – и «занавес», отделявший СССР от стран-капиталистов, не стал исключением. Только вот коньяк (не весь, разумеется, а лишь некоторые его виды) эту лазейку нашел, а арманьяк – нет. Разве приходится удивляться тому, что столь немногие из наших соотечественников достоверно знают, что такое арманьяк, и уж совсем редкие индивидуумы могут четко ответить, чем коньяк отличается от арманьяка. Да и назвать хотя бы несколько марок арманьяка являет собой задачу трудновыполнимую, в отличие от коньяка – тут проблем не возникнет.Между напитками коньяк и арманьяк отличия многочисленны и разнообразны. И уверенно сказать, что лучше коньяк или арманьяк, невозможно: это разные, самобытные напитки. Не слушайте «специалистов», которые будут утверждать: напиток, мол, один и тот же, просто называется по-разному. Чтобы разобраться в этой запутанной истории, достаточно чуть внимательнее всмотреться в нюансы. Первое отличие коньяка от арманьяка, которое бросается в глаза – это, конечно, производство данных напитков. Различия начинаются уже на стадии используемого для производства сырья. Да-да, в изготовлении коньяка и арманьяка участвуют разные сорта винограда. Коньяк делают преимущественно из сорта Уни Блан (хотя он, равно как Коломбар и Фоль Бланш, является «универсальным», то есть задействован в производстве и коньяка, и арманьяка, да и доля у него в обоих напитках самая значительная), а вот сырьем для изготовления арманьяка служат не менее десяти сортов винограда.
Также традиционным ключевым отличием считается тот факт, что коньяк – это блендированный (или, как его по-другому называют, купажированный, или ассамблированный) спиртной напиток: коньяк получают путем смешивания спиртов разных урожаев. Арманьяк же – напиток миллезимный (или винтажный), то есть производится из винограда одного года, и на этикетке этот год даже указывается. Данное отличие коньяка от арманьяка может показаться незначительным только людям, чудовищно далеким от французского виноделия. Здесь квинтэссенция истории этих столь похожих и столь разных напитков! Ассамбляж дает возможность «управлять» вкусом и ароматом коньяка, и существуют особые эталоны данных показателей, к которым производители коньяка стремятся при производстве напитка. Другими словами, качественный коньяк отличается стабильностью и соответствием некому стандарту. Арманьяк же неукротим, свободен от правил и прекрасен в своей переменчивости и непредсказуемости: бутылки арманьяка одного производителя и одной категории, но разных лет решительно отличаются друг от друга. Каждый конкретный урожай таит в себе какую-то очень личную историю и обладает собственным уникальным вкусом и ароматом. К сожалению, в последнее время появилась тенденция купажирования арманьяка, но самые уважаемые и знаменитые производители стараются не допустить, чтобы арманьяк потерял свой характер, и неизменно придерживаются принципа миллезимности.Производство напитков арманьяк и коньяк отличия имеет и в технологиях дистилляции. Продуктом дистилляции в обоих случаях выступает молодое белое вино, но коньяк дистиллируется дважды в традиционных медных кубах – аламбиках. А вот дистилляция арманьяка осуществляется в один этап в так называемом «Большом органе» – аппарате, напоминающем узколейный паровоз, иногда его так и называют – «арманьячный». Итак, разница между коньяком и арманьяком заключается в процессе перегонки: коньяк проходит двойную дистилляцию, а арманьяк – длительную и однократную. Следующее отличие коньяка и арманьяка – в особенностях процесса выдержки. Коньяк обычно выдерживают в бочках из лимузенского дуба, арманьяк – из гасконского черного дуба. Последний отличается высоким содержанием танина и, конечно, особенным образом влияет на свойства готового напитка. Правда, с недавних пор лимузенская древесина также задействуется в производстве арманьяка, но большинство производителей все-таки отдают предпочтение традициям. Есть у напитков коньяк и арманьяк разница и в продолжительности выдержки: срок выдержки арманьяка больше. К началу выдержки арманьяк имеет крепость приблизительно 52-63%, а по ее окончании – 40-50%, и соответственно, надобности в разбавлении напитка водой нет. А при изготовлении коньяка после двойной дистилляции получаются более крепкие спирты (69-73%), и после завершения процесса выдержки производителям часто приходится добавлять воду для понижения градуса – крепость конечного продукта составляет 40%.
Ну и естественно, такие различия в производстве арманьяка и коньяка приводят к разным дегустационным качествам. Невооруженным взглядом можно заметить, что арманьяк имеет более темный цвет. Аромат арманьяка также более насыщен. С непосредственно вкусом дело обстоит сложнее: тут уже потребуется опыт и определенная доля профессионализма, чтобы определить, чем коньяк отличается от арманьяка. Настоящий арманьяк, как правило, более жгучий, и сложный букет его обнаруживает удивительно богатую палитру: там и ваниль, и фиалка, и липа, и лесной орех, и чернослив, и даже перец. В зависимости от возраста могут появляться оттенки айвы, винограда, апельсина, сливы и многие другие. Ведь, как мы помним, арманьяк всегда найдет, чем удивить дегустатора. Главное, не забыть, что перед тем, как пить арманьяк, надо немного согреть бокал в руках – тогда букет раскроется «во всей красе». Употребляют арманьяк и коньяк немного по-разному. Коньяк – традиционный, всемирно известный дижестив. Арманьяком тоже можно великолепно завершить трапезу, но и с десертами, к примеру, он сочетается фантастически. Да и аперитив из него весьма неплохой, особенно в сочетании с кофе, апельсиновым соком или шампанским. В общем, законы употребления арманьяка не столь строги, как в случае с коньяком. И коньяк, и арманьяк пользуются любовью афисионадо, ибо подходят к сигарам, но разница в том, что с сигарой безупречно гармонируют не все коньяки, а только наиболее «жесткие», а арманьяки этим характеризуются по природе своей.Разница между коньяком и арманьяком столь велика, что вопрос о том, что лучше коньяк или арманьяк, звучит примерно как «что лучше – котлеты или мороженое». Каждый напиток имеет свою историю, свой стиль и свои особенности. Коньяк давно и с удовольствием пьют ценители по всему миру, а арманьяк, что ни говори, до сих пор остается французским напитком «для своих». За арманьяком прочно закрепилось второе место после его конкурента… Но конкуренция эта уже слишком давно перестала быть ожесточенной, это скорее игра, где у каждого есть свои роли. «Борьбу» коньяка и арманьяка можно смело назвать единством и борьбой противоположностей. Они друг без друга никак! Да и мы, простые обыватели, вряд ли обойдемся без того или другого напитка. Но если старый добрый коньяк практически все в жизни пили, то мощнейший козырь, изюминка, миф арманьяка – это его загадочность, редкость и интригующее непостоянство. Попробовать арманьяк – долг каждого уважающего себя знатока хороших спиртных напитков. Что же эти хитрые французы оставили себе, подарив миру коньяк?

Похожие статьи