Что такое каширская еда. Кошерный продукт что такое? Кошерные продукты: список

Поводом для написания этой статьи стало удивление, вызванное объявлением-предупреждением, вывешенным на дверях одного из столичных православных храмов. На стандартном листе формата А-4 клир храма строго грозил отлучением от Церкви всех, кто будет покупать и употреблять в пищу кошерные продукты:

«Дорогие братья и сестры! В наших магазинах появилась продукция со знаком кошерности, а нам известно, что кошерные продукты — это продукты, освященные раввинами кровью жертвенных животных…». Далее следовали ссылки на правила святых отцов «О вкушении идоложертвенной пищи», согласно которым отведавших таковую отлучают от Церкви на срок от 4 до 6 лет.

Наверное, первое ощущение, возникающее у обывателя после прочтения этого воззвания — это растерянность и даже страх. У более сведущего человека — негодование и возмущение: вновь через обман, можно сказать «исподтишка» нас, православных, через осквернение от употребления «кошерных продуктов» хотят разлучить со Христом! И действительно, если бы всё написанное в листовке было истиной, инстинктивный гнев православного человека был бы справедлив. Но беда в том, что всё, что связано с инославием, а тем более с иудаизмом, большей части нашего населения мало известно. А если и есть какие-то базовые знания, то они зачастую не соответствуют действительности из-за сомнительности источников, из которых получены (В. В. Розанов, Л. И. Тихомиров, В. И. Даль и.т.д), вступая в противоречие со многими фактическими положениями иудаизма.

Чтобы прокомментировать удивление, сопровождавшее автора этой статьи при чтении вышеприведенного объявления, нужно заручиться терпением и вниманием нашего любезного читателя, т.к. для раскрытия затронутой темы необходимо некоторое погружение в историю еврейского народа и его традицию.

Институт раввинов. Могут ли раввины священнодействовать?

Начнем с раввинов. Прежде всего надо подчеркнуть, что раввин в еврейской традиции это не священник в нашем христианском понимании, который уполномочен священнодействовать, т.е. совершать Таинства. Раввин — это звание, присваемое иудею по получении высшего еврейского религиозного образования. Оно дает право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве (религиозном учебном заведении для юношей) и быть членом религиозного суда.

Во времена Христа Спасителя раввин был толкователем Священного Писания, религиозным наставником, причем почти всегда он зарабатывал на жизнь какой-нибудь другой работой.

Становление института раввинов происходило в средние века и связывалось с упадком Вавилонского гаоната и эксилархата — центральных институтов еврейской диаспоры, производивших назначения раввинов в местные общины. С конца Х века общины стали самостоятельнее и сами избирали себе духовного руководителя. Раввином мог стать ученый, высокоморальный авторитетный человек, обладающий мудростью судьи, способностью руководить общественными делами и духовной жизнью общины.

Подчеркиваем: в обязанности раввинов не входили функции священнослужителя, он не должен был вести синагогальное богослужение, благословлять членов конгрегации и т.п. Лишь позднее раввины стали заключать браки и совершать разводы, и только потому, что эти церемонии требовали досконального знания религиозного закона и соблюдения судебной процедуры.

Иерусалимский Храм (Х в. до Р.Х. — 70 г. по Р.Х.) единственное место жертвоприношений Ветхозаветной Церкви.

Что касается жертвенных животных, кровью которых якобы окропляются кошерные продукты, то здесь просматривается искажение действительности и элементарное невежество по отношению к такому «точному предмету» (термин, предложенный церковным историком В.В. Болотовым) как история.

70-й год по Рождестве Христовом вошел в историю Святой Земли не только как год подавления римлянами четырехлетнего иудейского восстания (годом полного усмирения Иудеи является 73-й), но и как год разрушения Иерусалима и его главной святыни — Иерусалимского Храма. Подавление восстания было поручено императором Веспасианом своему сыну Титу. О серьезности войны Рима и Иудеи говорит тот факт, что Веспасиан оставил Титу три легиона (1 легион насчитывал 6000 воинов), к которым сам Тит добавил ещё три, из Сирии и Египта, а также призвал войска из подчиненных Риму царств, в частности из Эмесы. Общее число солдат приближалось к 40 000.

В феврале 70-го года армия Тита осадила Иерусалим. Осада продолжалась почти полгода и 28 августа, перед последним штурмом города, Тит, по свидетельству еврейского историка Иосифа Флавия, отдал приказ не разрушать Иерусалимский Храм, так как в будущем он будет «служить украшением Империи». Но война есть война: отчаяние и ярость, с какой сражались иудеи, нарушили все стратегические планы римлян и ситуация вышла из под контроля… Храм погиб.

Надо сказать, что для евреев Иерусалимский Храм был не просто культовым зданием — это было единственное место постоянного присутствия Самого Творца. Помимо Иерусалимского Храма практически в каждом населенном пункте Святой Земли были синагоги (места изучения и толкования Писания), но они не могли заменить Храм и Храмовое богослужение, неразрывно связанное с жертвоприношениями.

Каждый иудей по самым разным поводам в жизни (сбор урожая, рождение детей, смерть близких и т.д.) должен был прийти в Храм и принести жертву. Но 70-й год изменил многое. Вместе с уничтожением Храма была разрушена и вся система жертвоприношений, которая насчитывала не одно столетие. Да и сам институт священников (коганим), которые совершали ритуал, без Храма потерял свой смысл.

До сегодняшнего дня священников в иудаизме нет, как и не существует кровных жертвоприношений — их некому, да и негде приносить (с VII века на месте Иерусалимского Храма находится третья по значимости святыня исламского мира Мечеть Скалы или Мечеть Омара). Тем не менее в еврейских общинах до сих пор с благоговением относятся к носителям священнических фамилий, как представителям духовной аристократии. Как правило, большинство евреев по фамилии Коган, Раппопорт, Кац являются потомками древних священников и поэтому не могут вступать второй раз в брак или жениться (выходить замуж) на вдовствующих.

Отношение к крови в еврейской традиции

Несколько слов об отношении иудеев к крови. В еврейской традиции кровь — это материальная оболочка души животного. Кровь несет в себе «нефеш» — жизненную энергию, «животную душу», которая содержит все вещества, необходимые для функционирования организма, и доставляет их ко всем органам тела. Она наполняет и пронизывает весь организм, который строится из её элементов и зависит от её состава. И пока животное живо «нефеш» — жизненная энергия — находится в его крови, и наоборот — кровь животного — в его душе. Другими словами не душа животного растворена в его крови, а наоборот — кровь как бы «впитана» душой.

Именно этим в еврейской традиции объясняется запрет на употребление в пищу любых продуктов, содержащих кровь животного. Так, если религиозный еврей решит приготовить яичницу и при разбитии куриного яйца обнаружит среди белка и желтка кровинку, он немедленно должен выбросить это яйцо и заменить его другим. Что тут говорить о тех нелепых домыслах, провоцировавших массовые погромы в начале ХХ века, в России, Украине, Белоруссии, Молдавии и т.д., по которым евреи якобы добавляли в состав своей пасхальной мацы кровь христианских младенцев?!

1913-й год был ознаменован очень шумным судебным процессом, который проходил в Киеве. Он вошел в историю отечественной юриспруденции как «Дело Бейлиса». 39-летний Мендель Бейлис обвинялся в ритуальном убийстве 13-летнего Андрея Ющинского, причем экспертом обвиняющей стороны выступал католический священник Иустин Пранайтис. Нелепость и фальсификацию этого дела удалось вскрыть нашему православному священнику Александру Глаголеву, профессору кафедры Древнееврейского языка и Библейской археологии Киевской Духовной Академии. Отец Александр — прекрасный знаток Священного Писания и Ветхозаветного законодательства — доказал суду присяжных о невозможности совершения иудеями ритуальных жертвоприношений после разрушения Иерусалимского Храма, а также о недопустимости употребления крови не только в пищу, но и вообще в каких-либо других целях.

Итак, утверждение вышеупомянутого объявления о том, что раввины освящают кошерную пищу кровью жертвенных животных является полным невежеством и нелепостью!!!

Что же такое «кошерная пища»?

В наших магазинах действительно появилось большое количество продуктов стран, с которыми Украина поддерживает торговые связи. Среди этих стран находится и ближневосточное государство Израиль, продукция которого так широко представлена сегодня в наших магазинах. Это и детское питание, цитрусовые, соки, зелень и многое другое. Как правило, продукция израильских производителей маркируется знаком кошерности. Хотя не только израильский производитель ставит знак кошерности на своих продуктах, так многие западноевропейские производители также сообщают на своих упаковках, что их продукция не противоречит правилам кошрута. Мало того, сегодня уже многие украинские производители наравне со знаком качества своей продукции помещают и логотип кошерности.

Что же такое кошерная пища? Как нам к ней относится? Являются ли продукты со знаком кошерности идоложертвенными? Вот ряд вопросов, волнующих многих православных. Попытаемся на них ответить.

Этимологически слово «кашер» не связано с пищей, на иврите оно буквально переводится как «подходящий». Этот термин можно употреблять в отношении правильного поведения человека: «Это кошерный человек» и использовать, говоря о чем-то положительном: «Это кошерная книга» и т.д.

В настоящее время слово «кашер» или «кошер» (первоначально вариант с гласной «о» появился в английском языке из-за особенности произношения ашкеназийских евреев, а затем перекочевал в русский язык) чаще употребляется в отношении пищи. Единственным критерием пригодности в пищу продуктов являются не соображения гигиены, а то, как Священное Писание (Пятикнижие Моисеево) к этой пище относится. То есть обычное значение слова «кашер» — это «пища, разрешенная для еды».

Законы кашрута гласят, что иудеям запрещено есть всё подряд, и даже разрешенная пища должна быть приготовлена должным образом.

Например, единственные разрешенные Священным Писанием животные — это парнокопытные, жвачные. Самые обычные из них — корова и овца, но даже они могут забиваться лишь специалистом — шойхетом (резником).

Мясо животных убитых на охоте по законам кашрута запрещено. Запрет на охоту (которому в еврейской традиции несколько тысяч лет) привел к тому, что даже среди нерелигиозных евреев сегодня мало охотников.

Как говорилось выше, в корпусе книг Священного Писания Ветхого Завета есть много мест запрещающих употребление в пищу крови животных (; ). Поэтому при забое, по правилам кашрута, кровь спускается и прикрывается землей, а мясо просаливается и вымачивается до тех пор, пока вся кровь не будет удалена.

Среди рыб кашерными считаются только породы, имеющие плавники и чешую (; ). Это ничем не мотивируется.

Запрещены все моллюски, включая популярные сегодня креветки и лангусты.

Среди птиц разрешены только куры, индейки, утки, гуси и некоторые другие.

Как правило, все разрешенные животные травоядны. Птицы, поедающие других птиц запрещены наряду со всеми хищными животными.

Поскольку у нас нет цели описать всю строгость предписаний о пище в еврейской традиции, ограничимся вышеперечисленным.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что всякий раз когда вы возьмете в руки упаковку с маркировкой машгиаха (эксперт, который гарантирует соответствие продукта правилам кашрута) вы должны знать, что именно этот продукт полностью соответствует предписаниям Библии о пище. И ни какие мистические действия над продуктом не проводились!

Если это пучок зелени в упаковке (лук, базилик, петрушка и т.д.), значит, машгиах проверил эту зелень на наличие насекомых — их там нет.

Если это упаковка муки, значит, мука просеяна под наблюдением машгиаха через сито, где на 1 см2 должно быть не менее 70 дырочек (эксперт обязан проверить количество дырочек кончиком иглы), во избежание попадания жучков и прочих насекомых в пищу, ведь употребление насекомых в пищу запрещены Библией!

Если маркировка кошерности стоит на молочном продукте, это означает, что данный продукт не вступал в контакт с животными жирами и приготовлен в стерильной посуде.

Знак кошерности — это констатация и гарантия того, что продукт приготовлен и упакован в стерильной обстановке и в соответствии с древними правилами Библии о «чистой» пище.

Как христианину относиться к кошерным продуктам?

Всякий раз когда очередная группа наших православных паломников отправляется на Святую Землю для поклонения местам связанных с земной жизнью нашего Спасителя, мало кто из паломников задумывается, чем их угощают и кормят во время паломничества. Трапеза в монастыре или же это обыкновенный завтрак в гостинице, здесь в Израиле всюду присутствуют кошерные продукты. Да других продуктов в магазинах Израиля просто нет, а если есть, то они продаются в некошерных магазинах которые не так легко найти. И православные, живущие на Святой Земле даже не обращают внимания на то кошерный тот или иной продукт или нет, в первую очередь потому, что этот знак адресован для соблюдающих кашрут. А для людей, которые не являются религиозными евреями, это только гарантия того, что продукт приготовлен в атмосфере повышенной степени стерильности.

Нам, православным христианам ХХІ века, следует почаще обращаться к опыту первохристианских общин (а их быт, особенно на Ближнем Востоке и в Малой Азии, очень тесно переплетался с соседями язычниками и иудеями), для которых слова Спасителя: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст» () были главным критерием сохранения святости и внутренней чистоты.

А настороженность и подозрительность к продуктам питания наблюдалась ещё два тысячелетия назад. Именно это побудило святого апостола Павла обратить своё слово назидания и утешения к жителям античного Коринфа — экономического мегаполиса древнего мира, известного своими лавками, рынками и базарами: «Всё что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (). Эти слова пастырской заботы мы должны расслышать и в наш неспокойный век.

В завершении необходимо заметить, что кошерные продукты не являются идоложертвенными. Думающих и читающих верных чад нашей Церкви хочу отослать к книге профессора МДА протодиакона Андрея Кураева «Почему православные такие?» (М. 2008), в этом труде есть замечательная статья «Вредят ли христианину «подброшенные» нечистоты?», где автор делает подробный и аргументированный анализ соответствия пищи наименованию идоложертвенной, и отношению к ней христианина по учению апостола Павла и святоотеческого наследия.

«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» () — это увещевание апостола Павла не всегда бывает понимаемо нашими православными современниками. И как следствие появляются разного рода кривотолки и религиозные предрассудки, которые мешают реально жить согласно Евангелия и святоотеческого учения.

Дай Бог, чтобы ничто в жизни не могло заслонить Голгофу, Крестную Смерть Спасителя и Его Славное Воскресение — к этому мы должны стремиться в первую очередь. А слова апостола «Для чистых все чисто» () должны нам помочь в том, чтобы вокруг нас, благодаря нашей духовной и нравственной чистоте, мы вовремя обнаруживали и разоблачали реальный подлог, который действительно может повредить нашей христианской совести.

Протоиерей Олег Скнарь, кандидат богословия, «Православіє в Україні»

Многие хотя бы раз в жизни слышали определение «кошерный». Большинство связывает его исключительно с еврейской кухней.

На самом деле значение слова «кошерный» значительно шире. Что подразумевает это понятие в Израиле и как оно соотносится с продуктами питания и напитками?

Кошерный – значит, натуральный

Слово «кошер» пошло от понятия «кашрут» — законов и предписаний, касающихся жизни евреев. Свод этих положений описан в Торе, основном иудейском собрании религиозных текстов. Из более чем 600 заповедей свыше 50 касаются еды и определяют, что такое кошерный продукт питания.

Требования предъявляются в основном к выращиванию культур, убою скота и предварительной обработке сырья, составу продуктов. Практически всегда исключается содержание любых посторонних примесей и ненатуральных добавок. Иными словами, кошерный – значит, соответствующий принятым канонам, натуральный. Поэтому и бояться кошерной еды совершенно не стоит.

Понятие «кошерности» в мире стало синонимом натуральности и пользы для здоровья. Так, кошерная косметика никогда не может содержать парабенов и других искусственных ингредиентов.

Кошерными могут быть животные, растения и даже насекомые.

Мясо и рыба

Итак, что же такое кошерная еда у евреев? Тора позволяет есть млекопитающих, одновременно соответствующих двум признакам, — жвачных и парнокопытных (коз, овец, коров, оленей, косуль). Это значит, что , конина, зайчатина, верблюжатина сразу оказываются под запретом.

Что же до птиц, в книге приведен список из 24 некошерных видов. В основном, это те крылатые, которых мы и так вряд ли стали бы есть каждый день: вороны, совы, кукушки. Евреи традиционно готовят курятину, утятину, гусятину и индюшатину.

Ответ на вопрос о том, что означает кошерный продукт питания, имеет еще одно важное условие. Мясо не должно содержать кровь. Поэтому забой осуществляет специально обученный раввин (шойхет). Помимо всего прочего, он должен знать, как не причинить животному боли – это одно из строжайших предписаний.

Рыба также должна иметь два отличия: чешую и плавники. Непригодными к употреблению евреи считают сома, осетра, угря и морепродукты (раков, креветки). Икра признается кошерной, если она добыта из разрешенных к употреблению рыб.

В списке недозволенной еды у евреев — тигры и другие хищные животные, а кроме того пресмыкающиеся, черви и насекомые, за исключением некоторых видов саранчи. Интересно, что в список кошерных продуктов также попадает мед, хотя пчелы кошерными не считаются.

Овощи, фрукты и другие растения

Растительная еда не должна быть ядовитой (ботва картофеля, томатов, сырые косточки слив, персиков, семена яблони) и содержать насекомых. Соответствие последнего требования достигается специальной проверкой овощей.

В основном все овощные, фруктовые и зерновые культуры у евреев признаются кошерными. Есть несколько предписаний к обработке и возделыванию почвы, высаживанию растений, но принципиального значения для туристов они не имеют.

Молочные и мучные продукты

Поскольку зерновые культуры и мука, из них изготовленная, признаются кошерными, главное требование относится к составу готовых продуктов питания. Евреи считают недопустимым использование животных жиров, вкусовых и ароматических добавок.

Дополнительный стандарт установлен для выпечки «еврейского хлеба» (пат-исраэль), которая предполагает использование определенных злаков и обязательное участие еврея, например, в зажигании огня. Но это предписание чаще затрагивает именно домашнее хозяйство.

С молочными продуктами тоже все довольно просто. Дозволенным считается все, что дают кошерные животные. Значит, на молоко и яйца у евреев не существует категоричных запретов. Главное, чтобы в составе отсутствовали некошерные добавки – ими могут быть, к примеру, некоторые загустители или ароматизаторы. Строжайше запрещено смешивание мясных и молочных продуктов питания.

Напитки

– в списке самых строгих ограничений. К некошерным относят все вина, произведенные вне Израиля. В процессе их изготовления должны участвовать только иудеи. Особые требования касаются выращивания и сбора винограда. Например, для производства нельзя брать четвертый урожай. Кроме того, многие пастеризуют – в этом случае, даже если бутылку откроет не еврей, оно не утратит своей кошерности.

Также в списке запрещенных напитков спиртное, которое было выдержано в винных бочках, например, коньяк или виски, или содержит некошерные добавки. Большая часть сортов пива, ром, водка, текила, джин не вызывают никаких нареканий.

Любой кофе, чай и большинство соков, если в них нет молочных или винных компонентов, – кошерные напитки.

Кошерные продукты можно узнать по знаку

Чтобы не ошибиться в выборе и не заучивать список дозволенного, при покупке необходимо искать кошерные знаки на продуктах -«эхшер». Их имеют право присваивать только еврейские организации, контролирующие качество товаров. В мире насчитывается не менее 100 вариаций таких знаков.

Чаще всего на этикетках продуктов питания встречается слово «кошерный» (kosher). В европейских и американских вариантах — буквы «К», «U» или сочетание «KS».

Что же до общественного питания, то некошерных ресторанов в Израиле практически нет. Сертификации подвергаются даже гамбургеры в «МакДональдс».

Кошерный и халяльный – разные продукты

Бытует мнение, что кошерный и халяльный значат одно и то же. В широком смысле это действительно так. Оба термина имеют отношение к еде и регулируются основным религиозным законом – иудейской Торой и мусульманским Кораном. Но если посмотреть глубже, найдутся и различия. Чем же отличается кошерная еда от халяльной?

И в иудаизме, и в исламе забой животного – целый ритуал, который осуществляется конкретным человеком. Схожи и запреты, касающиеся продуктов питания, например, в отношении крови животных.

Также в мусульманских странах не едят свинину (можно приготовить мясо любых травоядных с «раздвоенным копытом»). Запрещается мясо обитающих на земле плотоядных животных, а также хищных птиц, в то время как рыба и морепродукты могут присутствовать на столе без ограничений. Наконец, мусульмане не употребляют спиртные напитки.

Как и кошерная, халяльная косметика может содержать только натуральные масла, минералы и экстракты. Категорически запрещается использование в производстве животных жиров, вредных для здоровья добавок, алкоголя, глицерина.

Православие не исключает кошерные продукты

Многие задаются вопросом, можно ли православным есть кошерную пищу? Если обратиться к канонам христианской религии, пищевых запретов в православии не существует. Ограничения устанавливаются на особые периоды смирения и духовного обновления. Рождественский, Великий, Петров, Успенский посты, а также все среды и пятницы – время полного воздержания от мясной и молочной продукции. Значит, ничто не запрещает православному туристу попробовать кошерные продукты в Израиле.

Все слышали о том, что есть кошерные и некошерные продукты, но в чем разница и как отличить их на полках магазинов, знают не все. Кошерные продукты – это рекомендованные Торой полезные продукты питания для тех, кто соблюдает предписанные верой законы питания. Для человека, который далек от этой веры, все продукты одинаковые, и может показаться, что евреи едят очень небольшой процент того, что лежит на полках продуктовых супермаркетов. Однако среди кошерных продуктов больше всего именно полезных и диетических, поэтому стоит поближе ознакомиться со списком кошерных продуктов и научиться их отличать от некошерных.

Что такое кошерные продукты

Кошерное питания – это основа питания стран, которые исповедуют иудаизм. Иудейское право галаха разрешает или запрещает к употреблению те или иные продукты, исходя из этого закона все употребляемые продукты делятся на кошерные и некошерные. Если вы придерживаетесь принципов питания по Кашруту, тогда вам нужно внимательно изучить все правила разделения продуктов питания на кошер и некошер.

Первое, что следует знать – это разделение продуктов на три основные группы. Первая – это разрешенные, или кошерные продукты, вторая – запрещенные, некошерные и третья группа продуктов называется псуль, или несъедобные согласно Кашруту продукты. Например: бананы кошерные, а мясо мидий некошерное. Но банановая шкурка – это псуль, несъедобный продукт.

Все кошерные продукты также разделяются на три основные вида: басар – мясные продукты, халяв – и молочные продукты, а также парвэ – туда входят все остальные продукты (фрукты, хлеб и т.д.).

Басар – это мясо только кошерных животных, которые обязательно проходили вакцинацию против бешенства . Чтобы определить, что животное кошерное и его мясо можно употреблять в пищу, нужно знать форму копыт животных. Если у животного раздвоенное копыто и оно жует жвачку, то его мясо можно употреблять в пищу, оно кошерное. Это жвачные парнокопытные корова, овца, коза и лошадь. Свинина не кошерная, так как жвачку не жует, но имеет парные копыта.

Вся птица, которая была выращенная в домашних условиях, пригодная в пищу, то есть кошерная. Это домашние куры, гуси и утки, а также мясо голубей и индеек. Яйца домашних птиц также можно употреблять в пищу, но при этом смотреть на их форму. Считается кошерным только то яйцо, где один конец тупой, а второй острый. Как правило, куриные яйца всегда попадают в категорию кошерных яиц.

– это целый раздел гастрономии, полезные продукты для питания детей и взрослых. Однако следует разделять их на кошерные и некошерные. По правилам Кашрута, употреблять в пищу можно только ту рыбу, которая имеет чешую. Это вся речная рыба, а также красная рыба – семга, и другие виды рыбы с чешуей. Однако кальмары и мидии, а также креветки и другие морепродукты уже не могут быть пригодными в пищу и кошерными продуктами, поскольку не имеют чешуи.

Молочные продукты кошерные только том случае, если их дало кошерное животное. То есть привычное для нас коровье молоко и продукты из него сразу же можно считать кошерными и употреблять в пищу. Но если вы сомневаетесь, кошерный продукт или нет, смотрите на упаковку. Все израильские продукты имеют на упаковку обозначение о пригодности и кошерности, а также многие супермаркеты открывают отдельные отделы с кошерными продуктами.

Кулинарные традиции создаются не в ресторанах для гурманов, а руками самой природы. Именно природа диктует нам наши гастрономические привычки – если земля богатая, плодородная, значит, и блюда будут самыми разнообразными, если же климат суровый – кухня будет отличаться скучной питательностью. Именно по этому принципу и сложились кухни народов мира исторически. Сегодня, вопреки тому, что и кокосы стали доступными на севере, так же как и оленина с морошкой на юге, понятие национальных кухонь все еще не исчезло.

Единственное исключение составляют евреи – они живут (причем исторически) в самых разных уголках мира, при этом их кухня одна, и «стандартизирована» не «Матушкой Природой», а Священным писанием. Еда евреев называется кошерной пищей, что значит – пригодная еда, правильная, полезная.

Правила кошера

Кошерная пища – это еда разрешенная кашрутом. Кашрут – это свод правил, который диктует не только перечень разрешенных продуктов, но и способы приготовления. При этом, слово «кошерный» может легко применяться не только к еде, но и к человеку, ситуации, предмету. В любом случае, «кошерный» будет означать правильный, положительный.

О том, какая пища кошерная сказано в Библии – это животные с «раздвоенными копытами» и «жующие жвачку». Это относится к разрешенным к употреблению животным. Животных нужно не только правильно выбирать, но и забивать. Еврейские общины выдают разрешения мясникам, а те должны разделать тушу по всем правилам – полностью спустить кровь, провести предварительный осмотр. Мясо перед приготовлением вымачивают в соленой воде.

Что касается растений – они все кошерные.

Мясо

Итак, рассмотрим подробно, какая еда кошерная. Прежде всего, надо разобраться с мясом. Животные должны быть одновременно и парнокопытными, и травоядными, значит, это:

  • коровы;
  • овцы;
  • козы;
  • лоси;
  • газели;
  • горные козлы;
  • жирафы.

Свиньи запрещены по кашруту, ведь они не «жуют жвачку». Кроме того, не кошерно и больное или пойманное на охоте животное. Сало, находящееся возле желудка следует удалять, как и седалищный нерв. В животном «съедобна» по кошеру только первая половина тела. На примере коровы – начиная от вымени все мясо не кошерно.

Птица

Кошерными считаются домашние птицы, которые забиты резником с разрешением от общины. То есть, это – куры, гуси, перепела, индейки, голуби, утки и т.д. Кошерные яйца должны быть от разрешенных птиц. Если же в яйце найден сгусток крови его следует удалить.

Рыба

Кошерная рыба должна быть с плавниками и чешуей. Казалось бы, подходить совершенно вся рыба, но не все так просто. Осетра, угри, акулы, сомы, киты, дельфины не имеют кошерной чешуи. Значит, их употребление запрещено. Тот же запрет переходит и на ракообразных и моллюсков.

Сочетание продуктов

В рецептах кошерной пищи очень важно также сочетание и порядок потребления. Так, все продукты делятся на молочные, мясные и нейтральные. Молочные продукты нельзя есть с мясными, зато нейтральные можно совмещать и с первыми, и с вторыми. После потребления мясных продуктов, должно пройти несколько часов, прежде чем разрешено употребление молокопродуктов. Также, нельзя есть еду, в приготовлении которой совмещаются мясные и молочные продукты. Рыба считается нейтральным продуктом, однако традиционно ее не совмещают с мясом.

Законы кашрута настолько строги, что на кухнях имеются отдельные принадлежности, столы, шкафчики, и даже раковины для молочной и мясной пищи. В принципе, после первых «охов» негодования, нам в голову может прийти правило гигиены в кулинарии, которое гласит, что для работы с разными продуктами, нужно иметь отдельные ножи, разделочные доски, сосуды. А на кухнях ресторанов, как и у евреев, рыба и мясо, а также моются в разных раковинах.

Проще говоря, «кошерность» - это просто способ обезопасить, улучшить питание человека, возможность научить его следить за тем, что он ест и как он это готовит.

Традиции и запреты, связанные с ограничением потребления определенных продуктов питания, есть у многих народов. В русской кухне запретов, как таковых, не существует: мы просто не едим то, к чему не привыкли, или то, что кажется нам неприемлемым, и поэтому в официальных запретах нужда не возникает.

Но о запретах, существующих для мусульман и евреев, в России наверняка слышал каждый. Чаще всего упоминается, что мусульмане не должны есть свинину, а вот с еврейской кухней все сложнее: в ней запретов больше, и многие из них могут показаться нам странными и непонятными.


Пищу, разрешенную к употреблению, в Израиле называют кошерной, и евреи, живущие в других странах и строго соблюдающие «веру отцов», включают в рацион только кошерные продукты . Происхождение слова «кошерный» восходит к понятию «кашрут», которым в иудаизме обозначают соответствие Галахе – традиционному иудейскому праву, основанному на множестве религиозных заповедей. Вот так сложно; однако требования, предъявляемые еврейским законом к продуктам, довольно близки понятиям о здоровом и раздельном питании. Например, смешивать мясные и молочные продукты иудеям строго запрещено, и это правильно, так как они совершенно не сочетаются друг с другом.

Возможно, по этой причине кошерными продуктами в России интересуются не только евреи, и многим людям хочется узнать об этом подробнее.

Кошерный – не кошерный

Кошерные мясные продукты получают из мяса травоядных животных, живущих на суше. Это жвачные копытные животные, но копыта у них раздвоены: овцы, козы и крупный рогатый скот; также разрешается есть мясо лосей и жирафов. Свинину, крольчатину и верблюжатину есть запрещается. Употреблять кровь запрещено в любом виде, поэтому мясо кошерных животных всегда замачивают и промывают особыми способами. Забивать животных тоже нужно по правилам: это делают кошерные мясники, прошедшие специальное обучение.

В следующем кошерном блюде сочетаются целых два еврейских рецепта. Чтобы вкусно запечь в харосете курицу, надо сначала приготовить сам харосет – блюдо истинно еврейское, из фруктов, орехов, гранатового сока (вина) и специй. Надо взять 1-2

Похожие статьи